Кинозалы сняли флаги

Сборы фильмов предсеансового обслуживания сократились

По итогам сентября сборы фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах в рамках предсеансового обслуживания, в сентябре сократились почти на 69% (до 295 млн руб.) по сравнению с предыдущим месяцем. Снизилось и число зрителей, посещавших такие сеансы: с 2,1 млн человек в августе до 722 тыс. в сентябре. Участники рынка связывают тенденцию с окончанием проката «Дэдпул против Росомахи», который был ориентирован на широкую аудиторию. Параллельно в кинотеатрах можно увидеть два официальных зарубежных проекта — «Граф Монте-Кристо» и «Субстанция», которые и отвлекли внимание зрителя от «теневого» проката.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Ъ» ознакомился с исследованием отраслевого издания Cinemaplex о сборах фильмов в рамках предсеансового обслуживания. Уточняется, что данные взяты из Единой федеральной автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино. Из него следует, что по итогам сентября сборы значительно сократились: с 942 млн руб. в августе до 295 млн руб. Снизилось и число зрителей, посещающих подобные кинопоказы: с 2,1 млн человек в августе до 722 тыс. в сентябре. В целом доля зарубежных новинок также сократилась до 9,9%, уточняют в Cinemaplex.

Студии Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount остановили прокат фильмов в РФ в 2022 году из-за военных действий на Украине. В попытках удержать зрителя некоторые киносети стали показывать нелицензионные копии во время «предсеансового обслуживания» к отечественным короткометражкам. Так делают, например, сети «Мираж Синема», «Алмаз Синема», кинотеатры «Великан Парк» и «Гринвич Синема». Указанные сети не ответили «Ъ».

Сами сборы «теневого» проката всего лишь вернулись к исходным значениям, считает главный редактор издания Cinemaplex Рифат Фазлыев: «А с учетом продолжающегося снижения доходов от релизов, имеющих официального правообладателя в России, разница между кассовыми сборами в августе и сентябре 2024 года оказалась настолько заметной». В целом сборы российских кинотеатров в первую неделю осени составили порядка 263 млн руб., годом ранее общая касса была примерно на том же уровне — 260 млн руб. (cм. «Ъ» от 26 сентября).

«Теневой» прокат в России и официальный — в США «работал» в августе благодаря блокбастеру «Дэдпул против Росомахи», отмечает главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» (БК) Максим Острый.

На фоне его выхода в прокат на остановках «Мосгортранса» появились баннеры с рекламой фильма (см. «Ъ» от 8 августа). Сам фильм демонстрировался в стране перед показом или вместо показа российской короткометражки «Неприметная история».

В сентябре проект студии Marvel на американском рынке сменил «Битлджус Битлджус» Тима Бёртона, уточняет господин Острый: «И на родине он показал отличные результаты, но этот продукт сам по себе всегда было более популярен в США, чем за их пределами». В России фильм также показал хорошие сборы в «теневом» прокате, считает Максим Острый. Так, падение общей кассы лент предсеансового обслуживания на отрезке условного второго уикенда «Битлджус Битлджус» было минимальным: 1,7%, по данным ЕАИС. То есть у ленты есть российские фанаты, и им фильм явно понравился, но эта аудитория все равно более узкая, объясняет господин Острый. После проекта Тима Бёртона вышла анимация по франшизе «Трансформеры», перечисляет он, в результате в сентябре у «теневого» проката не было проекта, который стал бы «универсальным предложением», как «Дэдпул и Росомаха» в августе.

Параллельно в российском сентябрьском прокате появились два официальных проекта с «сильной кассой», отмечают опрошенные «Ъ» собеседники на медиарынке.

Это «Граф Монте-Кристо» (Франция; сборы — 176 млн руб. по ЕАИС) и «Субстанция» (Великобритания, США, Франция; 99,2 млн руб.), перечисляет Максим Острый: «Оба релиза показали выдающуюся динамику сборов (приросты на втором уикенде 13,4% и 30,1% соответственно) и смогли максимально переключить на себя поклонников иностранного кино».

Юлия Юрасова

Вся лента