Иностранцы инвестируют в российское

Чем зарубежным игрокам интересны отечественные бумаги

Иностранцы вкладываются в российскую экономику, надеясь на будущую сверхприбыль. С несколькими такими инвесторами пообщался Bloomberg. Агентство отметило, что его собеседники не видят в этом этической проблемы и приводят в пример продолжающиеся поставки российского газа в Евросоюз. Некоторые западные инвесторы, вложившиеся в российский фондовый рынок, уже стали миллионерами. Они купили акции в 2022 году, когда их стоимость была минимальной.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Другие надеются на бурный рост бумаг после разрешения военного конфликта, отметил главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Впрочем, говорить о большом числе таких инвесторов нельзя, отмечает собеседник “Ъ FM”: «Все по Карлу Марксу. На что капитал готов пойти, если может заработать сотни процентов прибыли. Кто-то оценивает, что это хоть и рискованный бизнес, но десять раз себя окупит. И это не маргиналы, а люди у которых есть, чем рисковать, кто готов играть вдолгую. Конечно, они рассчитывают на радикальные перемены к лучшему. Другое дело, что в условиях такой экономической и геополитической неопределенности совершенно непонятно, когда может быть улучшение, снятие санкций.

Традиционно иностранцы вкладывались в нефтегазовую отрасль. Понятное дело, что она сейчас не та. Сама российская экономика структурно перестраивается. И, безусловно, топливно-энергетические отрасли в ней не будут уже занимать то место. Это может быть все что угодно. Сельское хозяйство, кстати. Россия — крупнейший экспортер зерна. Сельское хозяйство, пищевая промышленность под санкциями и не находятся, и вряд ли будут».

Bloomberg пишет, что наиболее популярный инструмент у иностранцев — депозитарные расписки, которые дают право собственности на российские ценные бумаги и не противоречат санкциям. Российский фондовый рынок может быть интересен тем, что он не так плотно связан с мировым, как раньше, считает экономист, управляющий партнер Trade123 Владимир Рожанковский: «Россия была исторически всегда скоррелирована с американскими акциями, поэтому они были довольно скучны. Но сейчас мы и росли, например, весь 2023 год, хотя американский индекс, в лучшем случае, можно сказать, был волатилен. Сейчас, правда, американские акции растут, но они выглядят очень опасно. Оценки очень высокие.

А у российских акций, например, коэффициент капитализации чистой прибыли P/E, ну, я уже видел "2", например, в некоторых бумагах. Это гораздо ниже, чем то, что было в 2008-2009 году, когда вообще все падало. У инвестора нет задачи соблюдать политкорректность. Он должен заработать деньги себе и своим клиентам. Поэтому, во-первых, оценки очень низкие, и, как правило, это всегда привлекает. Это, по сути говоря, привело к тому, что в начале 1990-х сюда приехали сразу несколько банков. Сейчас это все может быть двойная выгода: низкие оценки плюс интересный актив с точки зрения диверсификации портфелей».

О том, как может вырасти российский фондовый рынок, если конфликт разрешится, “Ъ FM” спросил частного инвестиционного консультанта Андрея Кочеткова: «Речь идет не о крупных организациях, а о таких структурах, как венчурные фонды, хедж-фонды. У них есть свои возможности, варианты использования части своих портефелей для наиболее рискованных вложений. Такие фонды могут инвестировать и в африканских странах, экзотических странах Азии, например.

Россия для них не выглядит чем-то очень необычным. Другое дело то, что в техническом плане сейчас довольно затруднительно что-либо покупать и как-то двигать капитал с Запада на Восток или с Востока на Запад. Но если речь идет о небольших капиталах, то, наверное, да, это сейчас возможно, в том числе, например, через страны СНГ. Тем более что даже на российском том же денежном рынке можно заработать выше даже потенциала возможного ослабления рубля в течение года-двух.

Если мы берем историю за последние лет 15, то где-то на пике снижения наш рынок был в районе РТС 500, сейчас это тоже, в общем, сумма не очень большая. А на пике роста это было где-то, там, в районе 2000. Но даже по индексу Мосбиржи мы можем сказать, что сейчас потенциал роста российского рынка при нормализации ситуации составляет от 50% и более».

После начала военных действий на Украине на Западе оказались заблокированными более €260 млрд — это деньги Банка России, а также бумаги и средства частных инвесторов. В ответ Москва заморозила активы иностранцев в России, поместив их на спецсчета типа «С». В середине августа завершился первый этап обмена заблокированными финансами. Собеседники “Ъ FM” сообщили, что рынок надеялся на больший спрос со стороны западных инвесторов.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Даниил Бабкин

Вся лента