«Важно, чтобы работы художников стремились к музейному уровню»

Надежда Аванесова — о критериях успеха в галерейном деле

В прошлом году московская PA Gallery отметила пятилетие. Она находится в галерейном кластере Cube Moscow и известна заметными проектами. Своей бизнес-стратегией помимо активного участия в ярмарках домашнего региона галерея выбрала развитие на Восток. В 2023-м она впервые разместила персональный стенд художницы Анны Казьминой на одной из самых известных шанхайских ярмарок, ART021, и получила приз экспертного совета за лучшую кураторскую концепцию. В ноябре этого года там же будет представлен групповой стенд трех российских художников. Мы поговорили с соосновательницей PA Gallery Надеждой Аванесовой о сотрудничестве с художниками и продвижении их работ в стране и за рубежом.

Выставка Ани Желудь «Персональное пространство», 2021

Фото: архив галереи PA

С чего началась ваша галерея и чем, на ваш взгляд, она выделяется среди других на рынке?

Точкой отсчета в истории существования можно считать наше знакомство с Еленой Паршиной (одной из основателей PA Gallery), которое произошло на американской ярмарке Scope Art Show 2018 в Майами. На одном стенде мы представляли разных художников, с которыми сотрудничали тогда как арт-дилеры: я привезла на ярмарку работы Олега Хвостова, Елена — произведения Дениса Прасолова. В процессе общения мы поняли, что у нас совпадают вкусы и близко видение перспектив развития в сфере искусства. В первую очередь мы обе были нацелены на работу с международным арт-рынком.

Сегодня PA Gallery представляет восемь современных российских художников разных поколений (трое из них женщины), а также произведения двух художников-нонконформистов — Владимира Трямкина и Евгения Чубарова. На протяжении пяти лет существования галереи мы старались выработать свой узнаваемый почерк, и я думаю, в какой-то степени нам это удалось. С точки зрения концептуальной и визуальной стилистики я бы выделила такие присущие нам черты: минимализм и сдержанность, стремление любую экспозицию оформить на уровне музейного проекта, даже если это стенд на ярмарке, фокус на сложных объектах (например «Номад» и «Отель "Зеленый"» Андрея Сяйлева, работы из бумаги Анны Казьминой), тотальных инсталляциях («Магазин "Коллекционер"» Андрея Сяйлева, «Персональное пространство» Ани Желудь) и крупноформатной живописи (холсты Антона Конюхова, Андрея Волкова, Олега Хвостова, Алисы Гореловой, Адиля Аубекерова).

Как распределены обязанности между партнерами?

Почти все процессы мы выстраиваем совместно: все партнеры галереи вовлечены в коммуникацию с художниками, коллекционерами, кураторами, институциями, формирование выставочных планов, работу в области PR и SMM, обсуждение юридических и финансовых вопросов. При этом за визуальные решения и концептуальное оформление экспозиций в большей степени отвечает Елена Паршина, а все технические задачи решает третий сооснователь галереи, Александр Баландин.

Cоосновательница PA Gallery Надежда Аванесова

Фото: архив галереи PA

Как строятся отношения с художниками? По каким критериям вы выбираете художников для сотрудничества?

Нам в первую очередь важен полный консенсус между партнерами галереи — это может прозвучать несерьезно, но искусство того или иного автора нам должно очень нравиться, с этого все начинается. Для нас важно, чтобы это искусство стремилось к музейному уровню качества, обладало глубиной смысла и сильными визуальными решениями. Кроме того, выбор обусловлен потенциалом художника на международном рынке — любого из наших авторов мы готовы представлять на любой выставке или ярмарке высокого уровня за рубежом.

Мы работаем с небольшим количеством художников, эксклюзивно, выстраиваем тесные долгосрочные отношения. В развитии каждого художника мы видим свою миссию, и в зависимости от выбранной в каждом случае концепции развития направляем усилия в ту или иную сторону. Например, в случае с Аней Желудь мы видели свою задачу в том, чтобы она была больше представлена за пределами России, так как внутри страны ее работы есть во всех основных частных и музейных коллекциях. За время сотрудничества нам удалось организовать ее персональную выставку в нью-йоркской галерее Sapar Contemporary, работы Ани были показаны на ярмарках Dallas Art Fair, Spring Break, Expo Chicago, Abu Dhabi Art Fair, в ноябре этого года мы будем представлять их в Шанхае.

Насколько сильна конкуренция между галереями в Москве или на российском рынке? Есть ли борьба за художников, коллекционеров?

Мы не чувствуем сильной конкуренции: для такого города, как Москва, галерей не так много, и при кажущемся разнообразии рынок относительно невелик. Наш способ борьбы за коллекционеров и художников — это очень серьезная проработка наших экспозиций с точки зрения смыслов и визуальных качеств, а также высокий уровень сервиса для коллекционеров.

Как вы адаптируетесь к изменениям последних двух лет на арт-рынке?

По данным Artinvestment, в 2023 году объем аукционных продаж в России вырос на 125%: российским коллекционерам становится все сложнее покупать на международном рынке, и фокус сместился на внутренний рынок. В новых условиях российский арт-рынок продолжает развиваться, появилось несколько новых ярмарок, например catalog в Москве, ярмарка «Контур» в Нижнем Новгороде, ярмарка современного искусства в Красноярске. Открываются новые галереи, на blazar выстраиваются километровые очереди. Рынок живой и активный, к этому адаптироваться не так сложно.

Вы активно развиваете сотрудничество с Китаем, участвуя в ART021. Почему выбрали именно этот рынок? Что покажете на ярмарке в этом году?

По данным отчета Art Basel x UBS за 2023 год, китайский арт-рынок сейчас второй по объему после американского, а ART021 — одна из главных ярмарок в регионе. Для PA Gallery участие в ней — это возможность представлять искусство наряду с такими мировыми мегагалереями, как David Zwirner, Gagosian, White Cube. А также шанс познакомиться с китайскими галереями, художниками, коллекционерами. В этом году будем представлять объекты из металла Ани Желудь, отражающие пространство картины-объекты Антона Конюхова, а также текстильную инсталляцию и фарфоровые реди-мейды Анны Казьминой. Наша художница Анна Казьмина, кстати, уже десять лет живет и работает в Пекине.

Что для вас самое важное в работе галереи: коммерческий успех, культурное влияние или что-то иное?

Важно сохранять баланс, поскольку все взаимосвязано. Мы стремимся к тому, чтобы все наши проекты имели коммерческий успех, но порой это очень сложно, так как искусство, которое мы представляем, покупают музеи и институции — таких в нашей стране крайне мало. В галерейном деле в России коммерческий успех — это когда галерея способна сама обеспечить свою деятельность, проекты, развитие. В этом плане мы его уже достигли.

Беседовал Дмитрий Иванов

Вся лента