Авторынок вырос в полтора раза

В Петербурге за три квартала продано на 47% больше машин, чем годом ранее

По итогам девяти месяцев 2024 года объемы продаж новых авто в Петербурге составили чуть более 55 тыс. машин, что почти вполовину выше прошлогоднего показателя. Вместе с ростом объемов в структуре продаж растет доля иностранных авто. В городе по итогам трех кварталов она увеличилась на 2% и достигла 84%, в регионе повысилась на 6%, до 78%. Эксперты говорят, что до конца года соотношение китайского и российского автопрома останется на существующем уровне, но отмечают, что у отечественных игроков есть все шансы нарастить свое присутствие на рынке. Продажи по итогам года в Петербурге могут составить от 70 до 75 тыс. машин, при этом повышение ставки утильсбора существенно снизит спрос на покупку новых авто в ноябре — декабре, что негативно повлияет на итоговый показатель за год, отмечают спикеры.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Рынок продаж новых легковых авто в Петербурге по итогам трех кварталов 2024 года вырос на 47% в сравнение с январем — сентябрем прошлого года и составил 55 277 против 37 495 единиц соответственно. В регионе количество регистраций увеличилось на 67%, с 9296 до 15 502, следует из отчета «Автостат Инфо» (имеется в распоряжении «Ъ-СПб»).

Машин российских брендов в Петербурге было продано 8984 единицы, в Ленобласти — 3463. Самым удачным месяцем продаж для отечественных марок с начала года в городе стал сентябрь (1332 ед.). В регионе наибольшее количество регистраций наблюдалось в августе (462 ед.)

Сегмент иностранного автопрома в структуре продаж в Петербурге за девять месяцев повысился на 2% и достиг 84% (46 293 ед.), в Ленобласти на 6% — до 78% (12 039 ед.) В подавляющем большинстве это продукция китайских концернов. В целом по РФ их доля на рынке с февраля 2022 года по начало 2024 года выросла с 9% до 50%, а к сентябрю составила 59%.

По мнению экспертов, доля китайского автопрома в срезе продаж по городу и региону к концу года останется на нынешнем уровне, но у российских производителей есть все шансы нарастить свое присутствие.

Текущее увеличение показателя по итогам трех кварталов автоэксперт Денис Гаврилов связывает с выходом на рынок новых китайских брендов (Jetour, Jaecoo и других), которые достаточно хорошо продаются.

В свою очередь, Lada, как основной объемобразующий игрок среди российских брендов, сейчас показывает рост. Уровень продаж этой марки во многом зависит от государственных программ поддержки, которые возобновились в середине сентября, что дает Lada шанс показать в четвертом квартале хороший результат, говорит эксперт.

По мнению руководителя сектора продаж «Авто.ру» в Петербурге Анатолия Орленко, до конца текущего года китайские автомобили сохранят свою долю на рынке. Это связано с тем, что российские дилеры, готовясь к повышению утилизационного сбора, сделали запасы таких автомобилей и они будут продаваться еще какое-то время. В конце 2024 — начале 2025 года у российских брендов появится потенциал для увеличения своей доли рынка, однако темпы роста будут зависеть от ценовой политики самих компаний, уточняет эксперт.

Самой востребованной маркой в Петербурге по итогам трех кварталов стал Haval (входит в Great Wall Motor). Это пока единственный китайский концерн, который имеет завод в РФ. За девять месяцев бренду удалось продать 8030 машин, что на +64% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было реализовано 4906 авто. С небольшим отрывом в 499 машин в рейтинге продаж расположился «АвтоВАЗ» (Lada). Российская марка продала 7531 единиц, что +25% выше прошлогоднего показателя. Третье место у Geely (7132 ед.), четвертое — у Chery (5956 ед.) и пятое — у Changan (4717 ед.).

По отношению к январю — сентябрю 2023 года снизились продажи у суббрендов Chery (Omoda и Exeed). На 116 машин меньше, чем в прошлом году, реализовал Exeed (2426), на 310 — Omoda (1928).

Денис Гаврилов считает, что основным фактором снижения продаж у Omoda является узкий и уже долгое время не меняющийся модельный ряд (Omoda C5 и Omoda S5.— «Ъ-СПб»). Exeed же показал небольшое снижение, возможно, из-за того, что у марки в августе прошлого года был очень высокий показатель продаж, выбивающийся из общего среднего объема бренда. В августе текущего года продажи немного упали, а уровень сентябрьских продаж оказался на уровне прошлого сентября, что дало небольшой минус, говорит эксперт.

Среди моделей наибольшим спросом в Петербурге пользуются Haval Jolion (3469), Lada Vesta (2489), Chery Tiggo 7 Pro Max (2264), Geely Monjaro (2127) и Changan Cs55 (1791).

В Ленобласти самой продаваемой маркой по итогам трех кварталов стала Lada, реализовав 3080 машин, что на 31% выше прошлогоднего показателя. Вторая позиция у Haval (2465). Также жители региона проявляли интерес к Chery (1899) Geely (1599) и Changan (1431). Из моделей в Ленобласти наиболее активно продавались: Lada Vesta (1102), Haval Jolion (970), Chery Tiggo 7 Pro Max (740), Haval М6 (641) и Chery Tiggo 4 Pro (616).

Общее число регистраций автомобилей, производимых на петербургских заводах в январе — сентябре составило 12 916 машин: 9845 Solaris и 3071 Xcite. По данным самих автопроизводителей («Автозавод Санкт-Петербург» и «Автозавод АГР»), за этот период в России совокупно было реализовано 17 247 авто: 13 800 Solaris и 3447 Xcite.

Делясь прогнозом на четвертый квартал, господин Орленко отметил, что последние два месяца текущего года негативно повлияют на результаты продаж новых автомобилей в целом за год. Причиной этого станет повышение ставки утильсбора, которое существенно снизит спрос.

«Рекордные показатели продаж в сентябре были связаны с тем, что покупатели стремились приобрести автомобили по старым ценам. Как только в дилерских центрах закончатся запасы машин, ввезенных до повышения ставки, спрос, вероятно, снизится. Для стимулирования продаж могут быть разработаны программы поддержки производителей автомобилей»,— уточнил эксперт.

В свою очередь, господин Гаврилов ожидает, что уровень продаж новых легковых авто в Петербурге к концу 2024 года достигнет 70–75 тыс.

Владимир Колодчук

Вся лента