Счетная палата проверила расходы бюджетных средств на ТКО у четырех муниципалитетов Самарской области
Выводы неутешительны. Орган государственного аудита при проверке использования субсидий за 2023 год нашел 35 нарушений у Кинеля, Алексеевского, Хворостянского, Красноярского районов.
Предоставление субсидий на закупку и организацию инфраструктуры в сфере ТКО является частью реализации Государственной программы Самарской области. Напомним, это задача органов исполнительной власти, а не регионального оператора ТКО.
Суммарно администрациям Самарской области в 2023 году было выделено субсидий на 82 365 130 рублей, освоено из них лишь 63 840 640 рублей. То есть 18,5 млн остались невостребованными.
Речь о субсидиях на:
- устройство контейнерных площадок (КП)
- приобретение мусоросборников
- ликвидацию свалок
Плановые показатели по данным Счетной палаты выглядели следующим образом: устройство КП — 155 шт. (по факту организовано 219 шт.), закупка мусоросборников 625 шт. (факт — 710 шт.), ликвидация несанкционированных свалок — 104 ед. (факт — 119 единиц).
Таким образом, планы по инфраструктуре для твердых коммунальных отходов за 2023 годы были перевыполнены. Вот только реальная потребность органов местного самоуправления сильно превосходит эти цифры.
Самарской области необходимы:
- 3 230 контейнерных площадок
- 14 840 мусоросборников (контейнеры 14200 + бункеры 640 единиц)
Из-за поджогов, поломок и сброса строительных отходов, в течение года выбывает порядка 10% контейнеров для ТКО. Только в Самаре ежегодно нужно заменять по 2,5 тысячи накопителей.
Общие нарушения, выявленные Счетной палатой
Аудиторы выявили целый ряд нарушений, суммарно — 35 пунктов. Отчеты администраций содержат недостоверные сведения, завышения фактических показателей результативности, выполненные работы по устройству контейнерных площадок по многим адресам не соответствуют техническим заданиям, число контейнеров на них меньше, чем запланировано, контейнеры, которые должны быть новыми — оказываются ржавые, дырявые и без крышек. А некоторые даже завышали количество и объем вывезенных на полигон отходов.
Счетная палата также отметила то, что органы местного самоуправления не предпринимали мер по предотвращению образования новых свалок на местах ликвидированных. Что образует необходимость цикличных действий — повторных ликвидаций отходов и очередных расходов бюджетных средств.
Примерами таких мер могли стать:
- установка информационных стендов с предупреждением
- информирование об ответственности и штрафах за сброс отходов
- установка бункеров и оборудование контейнерной площадки
- привлечение правоохранительных и природоохранных органов для пресечения противоправных действий лиц
Нарушения по муниципалитетам
В Кинеле допустили множество ошибок в документации, не разместили информацию на КП об обслуживаемых объектах и собственнике площадки. И не оборудовали ни одну КП крышей.
В м. р. Алексеевский у ИП приняли и оплатили работы по 7 адресам, не соответствующим условиям контракта. Из пяти устроенных КП ни одна не оборудована крышей, более того, на новых КП используются контейнеры в неудовлетворительном состоянии — ржавые, дырявые, без крышек, с задирами металла. При заключении контракта не обозначили условия гарантийного обслуживания, что не позволяет предъявить какие-либо претензии исполнителю.
В м. р. Хворостянский проведена приемка работ, не соответствующих техническому заданию: должны были сделать 42 одинарных КП и 15 двойных, по факту сделали наоборот — 42 двойных и 15 одинарных. Приняты и оплачены невыполненные работы на сумму 27350 руб. Нет санитарно-эпидемиологических заключений на 57 КП. Из 57 только 6 внесено в реестр. Из 24 контейнерных площадок в Хворостянском на 13-ти — новые металлические контейнеры 0,75 куб. м, а на 11-ти — контейнеры непригодные к эксплуатации (ржавые, дырявые, без крышек, с зазорами швов более 2 см). По 12 адресам выявлено устройство КП на иных адресах. Должны были закупить 26 накопителей для отходов ТКО, купили лишь 11.
В м. р. Красноярский при ликвидации свалок ликвидировано всего две из запланированных четырех. Аудиторами обнаружено завышение количества и объема вывезенных на полигон отходов. Часть обязательных документов отсутствует, а время выгрузки не подтверждается путевой документацией. Закуплено 13 мусоросборников вместо 30.
Выводы
Площадки для накопления ТКО и КГО должны быть чистыми, безопасными и удобными — это разумная потребность не только жителей, но и обслуживающих организаций. Счетная палата проверила лишь три муниципалитета из 27-ми и один из десяти городских округов. Впечатляющее количество нарушений говорит о необходимости проверки всех администраций, выполняющих работу по созданию столь необходимой отрасли ТКО инфраструктуры.