Еревану и Баку не о чем говорить в Москве
Что мешает помириться Армении и Азербайджану
Премьер Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев посетили Москву для участия в Совете глав государств СНГ. Возможностью встретиться за столом переговоров и обсудить вопросы окончательного урегулирования они не воспользовались — лидеры Азербайджана и Армении провели с президентом России Владимиром Путиным раздельные беседы, на которых, судя по всему, каждый из них изложил свою версию причин, по которым процесс примирения буксует. И Баку, и Ереван заявляют о том, что текст мирного договора готов на 80%, однако решить проблемы, не позволяющие окончательно его согласовать и подписать, пока так и не удается.
К присутствию на саммите Никола Пашиняна и Ильхама Алиева было приковано особое внимание. Они нередко становились чуть ли не главными ньюсмейкерами на подобных встречах, устраивая публичные перебранки в присутствии коллег по Содружеству, предпочитающих на публике говорить исключительно о взаимопонимании и сотрудничестве. Кроме того, оба лидера за последнее время не раз выражали готовность положить конец конфликту, длящемуся уже более 30 лет.
В любом случае для оказавшихся одновременно в Москве господ Пашиняна и Алиева саммит СНГ стал очередной возможностью обсудить проблемы в двусторонних отношениях. В конце сентября глава МИД РФ Сергей Лавров отмечал, что Россия предложила лидерам Армении и Азербайджана использовать выпавший шанс, чтобы организовать трехстороннюю встречу с Владимиром Путиным.
Господин Лавров тогда припомнил, что армянскому и азербайджанскому министрам иностранных дел ничто не помешало на полях Генассамблеи ООН встретиться при посредничестве американской стороны, а конкретно — госсекретаря США Энтони Блинкена. «Американцам важно показать, что они хозяева. Если это устраивает наших азербайджанских и армянских друзей, то это, наверное, выбор соответствующих руководителей»,— отметил российский министр, давая понять, что не видит никаких причин, почему бы Николу Пашиняну и Ильхаму Алиеву во время саммита СНГ не поговорить на этот раз при российском посредничестве.
Однако уже 8 октября помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил, что трехсторонняя встреча для урегулирования конфликта между Баку и Ереваном в Москве не состоится. «Нет, насчет трехсторонней встречи не договаривались. Была такая идея, но она не была кое-кем поддержана»,— сказал господин Ушаков, не уточнив, кто именно не дал России в этот день исполнить посредническую роль.
В итоге Владимир Путин провел переговоры с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном по отдельности.
Обе эти встречи объединяло то, что их открытые для прессы части были преисполнены оптимизма и на них ни слова не прозвучало об армяно-азербайджанских отношениях.
«Путин по отдельности переговорил с глазу на глаз с каждым из них. Причем президент, наверное, по полчаса (с ними.— “Ъ”) просидел, поэтому там наверняка был обмен мнениями. Ну и тема Зангезурского коридора тоже затрагивалась»,— сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, давая понять, что в ходе бесед обсуждались проблемы мирного урегулирования.
Сегодня главный вопрос на повестке дня — заключение мирного договора, который положит конец вражде, тянущейся с конца 1980-х, когда обе республики находились еще в составе СССР.
Еще месяц назад Ильхам Алиев отмечал, что Баку и Ереван согласовали около 80% текста мирного договора, и выражал надежду на достижение «мира на Южном Кавказе». «Мы активно продолжаем переговоры»,— заявлял президент Азербайджана. На днях 80-процентную готовность договора подтвердил на встрече с президентом Франции Эмманюэлем Макроном в Париже и Никол Пашинян (см. “Ъ” от 5 октября). Армянский премьер даже заверил, что республика готова в любой момент подписать согласованные пункты договора, не дожидаясь устранения оставшихся спорных формулировок. Наконец, президент Армении Ваагн Хачатурян признался, что Ереван надеется на подписание документа в течение ближайших четырех недель — во время Конференции по изменению климата COP29, которая пройдет в Баку с 11 по 22 ноября.
По словам главы МИД Армении Арарата Мирзояна, единственная причина, почему договор до сих пор не подписан,— отсутствие политической воли у Баку. Он утверждает, что уже есть «почти окончательный» текст документа, но «Азербайджан каждый раз выступает с какими-то новыми предпосылками».
Армянская сторона, как правило, не конкретизирует, как именно Азербайджан аргументирует нежелание подписать соглашение уже сейчас. Однако в Баку своих условий не скрывают. Ильхам Алиев еще в июле отмечал, что главное условие для заключения договора — изменение конституции Армении, в которой «содержатся территориальные претензии к Азербайджану». Дело в том, что в преамбуле основного закона республики присутствует отсылка к Декларации независимости Армении, в которой есть пункт о «воссоединении Армении с Нагорным Карабахом». В сентябре руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде также подчеркивал, что наличие территориальных претензий в Конституции соседней республики — основное препятствие для мирного договора. «В конституции Азербайджана нет территориальных претензий ни к одной стране, в том числе и к Армении»,— отмечал господин Гаджизаде.
Армянская сторона долго утверждала, что и так признает территориальную целостность Азербайджана, но в последнее время появились признаки того, что в Ереване готовы внести изменения в конституцию. Правда, по словам министра юстиции страны Григора Минасяна, сделать это Армения сможет не ранее 2027 года, когда в республике планируют провести референдум по новому основному закону. Чиновник подчеркнул, что Армении «нужна новая конституция, а не конституционные изменения», а потому это потребует детальной проработки документа. Принимать «решения в срочном порядке» в Ереване не готовы и предлагают Баку подписать договор уже сейчас, оставив «конституционные» формальности на потом.
Пресс-секретарь МИД Армении Ани Бадалян 7 октября даже заверила, что мирный договор между Ереваном и Баку будет иметь «более высокую юридическую силу, чем любой внутренний закон». Кроме того, она, сославшись на решение Конституционного суда, отметила, что в Декларации независимости Армении конституционную силу имеют только те положения, которые «буквально выражены в статьях конституции, следовательно, то, чего не написано в тексте, следующем за преамбулой конституции… не может быть отнесено к конституции».
Баку, впрочем, подобные объяснения не устраивают, и там, видимо, намерены настаивать, что даже отсылки на Карабах в законодательстве Армении к моменту подписания мирного договора быть не должно. В МИД Азербайджана заявляют, что Ереван «должен сделать выбор» между завершением процесса нормализации или «продолжением конфронтации по всем направлениям».