Лишенный актерской пошлости

10 октября 1909 года родился Бруно Фрейндлих

Народный артист СССР, родоначальник знаменитой актерской династии Бруно Артурович Фрейндлих родился в начале XX века, а умер в начале века XXI. За долгую жизнь он стал одним из известных и любимых публикой советских актеров. На сцене Александринского театра он сыграл более 50 ролей и подарил миллионам зрителей свою еще более знаменитую дочь — Алису Фрейндлих.

Бруно Артурович Фрейндлих — советский актер театра и кино; народный артист СССР (1974)

Фото: Ленфильм

Весь мир — театр

Первых представителей династии Фрейндлихов пригласил в Россию сам царь Петр I. Он, как известно, привечал в России иностранных специалистов, а Фрейндлихи были хорошими стеклодувами. Приехав в Петербург по делу, они так и остались здесь жить. Династия стеклодувов прервалась в конце XIX века на Артуре Фрейндлихе. У него были слабые легкие, и он был не в состоянии зарабатывать на жизнь ремеслом, которое передавалось из поколения в поколение.

Бруно Артурович родился в 1909 году, а ближе к 1930-м, уже будучи молодым мужчиной, почувствовал в себе артиста. До этого Бруно успел окончить в 1929 году Ленинградскую единую трудовую школу, работал лаборантом-механиком на заводе «Электросила», а затем стал учиться на географа в Ленинградском университете. Но входя в свою взрослую жизнь, Бруно довольно быстро понял, что сцена и перевоплощение, зрители и аплодисменты — это то, чему можно посвятить себя без остатка. Он поступает в техникум сценических искусств, который оканчивает в 1934 году. Свои первые роли Бруно Фрейндлих играет еще студентом. В те годы он занимается созданием колхозного театра рабочей молодежи. Окончив училище, молодой актер с фактурной внешностью выступает на разных площадках Ленинграда, в том числе в Театре имени обкома ВЛКСМ.

Родители Алисы Фрейндлих

Во время Великой Отечественной войны Бруно Фрейндлих уцелел благодаря театру. В 1941-м он уехал с театром в Ташкент. Это помогло избежать не только ужасов блокады, но и репрессий против этнических немцев, которые начались тогда в Ленинграде. Не все Фрейндлихи избежали суровой участи. Был арестован родной брат актера Артур со своей супругой. Жена Ксения Федорова и дочь Алиса остались и смогли выжить в блокадном городе.

Впрочем, за время войны этот брак распался. В послевоенный Ленинград Бруно возвратился с новой супругой и дочерью Ириной. При этом он сделал все, чтобы не потерять связь со своей старшей дочкой Алисой. Порой он даже встречался с ней тайком: новая жена не одобряла связи с прежней семьей. Только через много лет актер успел познакомить двух своих дочерей, и они смогли стать друг для друга близкими людьми.

Гаев, Гамлет, Хлестаков и другие

После возвращения в Ленинград Бруно Артурович попал в БДТ им. Горького, но там служил недолго. Спустя два года он перешел в Ленинградский театр драмы им. Пушкина (Александринский театр). Этой сцене он отдал десятки лет. Среди его значительных работ: Гаев («Вишневый сад» Чехова), Барон («На дне» Горького), Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Гамлет.

Режиссер Григорий Козинцев, автор знаменитой экранизации Гамлета 1960-х годов с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, высказался по поводу игры Бруно Фрейндлих в этой роли. Он писал: «Мне кажется он актер своеобразный и интересный. Он абсолютно лишен актерской пошлости».

Ленинград. Академический театр драмы имени А. С. Пушкина. Спектакль «Сказки старого Арбата» по пьесе Алексея Арбузова (режиссер Александр Музиль). Бруно Фрейндлих — в роли Федора Балясникова (слева) и Юрий Толубеев — в роли Блохина

Фото: ТАСС

Часто актеры говорят, что все роли для них любимые. У Бруно Фрейндлиха была роль самая «постоянная». В течение 23 лет в паре с Валентиной Паниной он играл писателя Ивана Тургенева в спектакле «Элегия». Постановка основана на письмах писателя к молодой актрисе Полине Виардо.

О самообладании актера ходили легенды. Однажды прямо во время представления в зале погас свет. В это время Бруно Артурович находился посреди сцены в кресле. За кулисами началась паника, и только он один сохранял полное спокойствие. Валентина Панина, сориентировавшись, вышла к нему с лампой в руках, и сцена была доиграна.

Именно роль Тургенева, выученная за долгие годы, наизусть, до мельчайших подробностей, стала для актера одной из последних. У мастера сцены развивалась глухота, а слуховой аппарат порой отключался прямо во время спектакля. Профессионализм артиста помогал преодолевать проблемы со слухом. Но в обычной жизни он постепенно оказался вынужденно отчужден от привычного разнообразного общения.

В одном из интервью Бруно Фрейндлих признавался: «Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно — как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несет к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь».

«Отец всегда осознавал себя мастером»

Так о Бруно Фрейндлих говорила его дочь Алиса. Именно отец в свое время направил Алису в театр и отговорил ее от профессии балерины, а также оперной певицы. «Оперная сцена все-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы»,— откровенно сказал Бруно Фрейндлих своей дочери.

Ленинград. Артист Российского государственного академического театра драмы им. Пушкина (бывший Александринский театр) Бруно Фрейндлих с дочерью Алисой Фрейндлих в Большом драматическом театре после премьеры трагедии Иоганна Фридриха Шиллера «Коварство и любовь»

Фото: Юрий Белинский / Фотохроника ТАСС

«Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству, пониманию чего-то в нашем деле. И как бы вокруг меня, так сказать, ни разбегались волны, когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких "пыльных" комплексов»,— вспоминала Алиса Бруновна.

Вот одно из семейных воспоминаний о скромности великого актера, который, конечно, мог повлиять на судьбу дочери Алисы самым выгодным образом. Когда ему предложили замолвить словечко за дочь при ее поступлении в театральный, он возмутился: «Как я могу, если никогда ее на сцене не видел?» Алиса этого и не хотела, ведь и так достаточно часто слышала шушуканье за спиной — мол, дочь известного артиста пользуется своей знаменитой фамилией. Она говорила: «Любое шушуканье вызывало во мне приливы здоровой злости: доказать, что я и сама по себе кое-что значу». И она доказала, добившись всенародной славы и любви.

Бруно Фрейндлих в роли Ивана Кораблева в фильме «Два капитана», 1955 год

Фото: Мосфильм

В послужном списке актера есть и роли в кино. За роль Маркони в историко-биографической ленте «Александр Попов» Фрейндлих получил Сталинскую премию. Потом были образы шута из «Двенадцатой ночи» и Рощина из «Разных судеб». Актер снялся в таких известных фильмах как «Два капитана», «Дон Кихот», «Объяснение в любви», «Мертвый сезон», «Битва за Москву» и другие.

Могила артиста Бруно Фрейндлиха на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге

Фото: SerSem / Wikipedia

Бруно Фрейндлих скончался в возрасте 92 лет, в июле 2002 года. Артиста похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а спустя два года на его могиле появился памятник. Скульптурный портрет на плите был создан еще за несколько десятилетий до смерти актера. Деньги же на монумент собирал благотворительный культурный фонд имени Бруно Фрейндлиха, который основали его любимые дочери — Ирина и Алиса.

Анна Кашурина

Вся лента