Небо под контролем

На «Архипелаге 2024» представили решения по использованию воздушного пространства

Трек «Технологии контроля неба» впервые собрал на одной площадке крупнейших отечественных разработчиков в этой сфере. При поддержке организаторов направления — АНО «Платформа НТИ» и Группы ФТК — 21 предприятие-участник протестировало более 30 технических решений для контроля за беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Речь о создании инфраструктуры, которая позволит использовать дроны, избегая столкновений.

Фото: Платформа НТИ

Маловысотные перспективы

В ближайшие годы в рамках реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» в России поднимутся в небо тысячи российских БПЛА самого разного назначения. И многие из них будут иметь солидную массу — порой более 30 кг. Очевидно, что для их безопасного применения необходима специализированная инфраструктура, которая должна охватить все регионы страны.

Существуют высотные и стратосферные дроны, однако большинство беспилотников все же задействуют малые высоты. Единственным в стране регулятором этой сферы сегодня является Государственная корпорация по организации воздушного движения (ГК по ОрВД), однако исторически она обладает опытом работы с пилотируемой авиацией.

При этом управление тысячами БПЛА в воздушном пространстве потребует специального оборудования, которое отличается от применяемого в диспетчеризации пилотируемых воздушных судов. Речь о новых радиолокационных и оптоэлектронных системах, системах контроля воздушного пространства, связи с диспетчером и внешним пилотом. Имеющиеся сегодня на российском рынке решения для выполнения этих задач отечественные разработчики тестировали на «Архипелаге 2024».

Уникальные испытания

Ранее никто в России столь масштабных тестирований технологии контроля неба не проводил — интенсив на Сахалине послужил уникальной тестовой площадкой для интегрированных испытаний передовых разработок. Необходимость в этом давно назрела, ведь все существующие решения в области — это, по сути, инновации, то есть они требуют проверок, обкатки и гибкой интеграции в единую систему.

Кроме того, проведению по-настоящему масштабных испытаний препятствует закрытие полетных зон в ряде регионов, из-за чего производителям обычно приходится ограничивать тестирование площадками закрытых полигонов и аэродромов. Наконец, производители решений по большей части тестируют свое оборудование самостоятельно, то есть обособленно от коллег и конкурентов по рынку, не интегрируя разработки в единую систему.

«В настоящее время развитие беспилотной авиации и создание новой отрасли находится в приоритете у государства, нам необходимо контролировать воздушное пространство, поэтому задач в рамках "Архипелага" было много, в их числе — создание ситуационного центра по контролю воздушного пространства и службы управления полетами»,— отметил председатель правления Группы ФТК Иван Поминов.

При поддержке же Платформы НТИ и Группы ФТК 21 предприятие развернуло в ходе «Архипелага 2024» полноценный Региональный ситуационный центр для контроля использования воздушного пространства беспилотниками. На аэродроме Пушистый участники трека в режиме реального времени контролировали полеты не только БПЛА, но и всех воздушных судов в небе над Южно-Сахалинском.

Реализовать это удалось благодаря интеграции с комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства Регионального центра единой системы ОрВД Хабаровска. Для обеспечения безопасности полетов беспилотников был организован ежедневный обмен планово-диспетчерской информацией о местных и временных режимах, запретных зонах и ограничениях.

«Мы увидели высокую эффективность работы технологии контроля неба и уже сегодня можем говорить о возможности дальнейшего внедрения системы в границах Сахалинской области»,— сообщил Иван Поминов.

Технологии контроля

Всего в рамках трека было протестировано 31 техническое решение: 26 аппаратно-программных комплексов и 5 цифровых платформ.

«Производители разместили на площадке РЛС, которые позволили получать данные о всех воздушных судах, в итоге мы научились различать самолеты, вертолеты и дроны разных размеров, а также смогли систематически выявлять случаи несанкционированного применения БАС. Полностью готовые средства и системы впервые были соединены друг с другом в единое функциональное целое. Мы фиксировали движение самолетов на расстоянии до 50 км, БПЛА — на расстоянии около 20 км»,— рассказал Иван Поминов.

В частности, на испытаниях был представлен комплекс «Спектр» компании ССС, модули которого способны обнаруживать и подавлять более 30 дронов единовременно в радиусе до 7 км, причем как с участием оператора, так и в автоматическом режиме. Аппаратно-программный комплекс распознает и классифицирует БПЛА, определяет место запуска и обменивается данными с необходимыми службами вплоть до групп быстрого реагирования — в режиме реального времени.

Примененная на треке систем контроля воздушного пространства производства АО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» (входит в ГК «Ростех») продемонстрировала возможность отслеживания высоты полета и расстояния до дронов, летящих на скорости до 250 м/c (это почти три четверти скорости звука). В целом же система может обнаружить цели, движущиеся с радиальной скоростью до 270 м/с. При этом дальность обнаружения средних беспилотников типа «Орлан-10» достигает 20 км, а малоразмерных дронов — 10 км.

Среди участников трека, представивших свои технические решения, были также Обуховский завод, «Азимут», «Флай Дрон», «Айтуби», «Аэролинк», «Курсир», «Стратим», «НьюЛинк», «Аэроскрипт» и другие компании.

К слову, в рамках трека испытали реактивный БПЛА российского производства, предназначенный для барражирования в заданном районе, с дальностью полета до 90 км и максимальной скоростью до 350 км/ч. Продолжительность полета по результатам испытаний составила 30 минут.

Фото: Платформа НТИ

Масштабирование итогов

По итогам трека на Сахалине удалось успешно продемонстрировать работу технологии контроля неба в рамках отдельного региона. Следующим шагом станет ее масштабирование на всю территорию России. Это позволит операторам и производителям беспилотников легально осуществлять полеты с соблюдением всех требований безопасности.

Кроме того, опыт, наработанный в ходе испытаний в рамках «Архипелага 2024», будет использован, чтобы скорректировать существующие модели выявления, оценки и борьбы с рисками и угрозами от противоправного применения БПЛА. Он позволит выработать новые решения по защите объектов промышленной и критической инфраструктуры страны.

Наконец, специалисты Группы ФТК провели на аэродроме Пушистый семинары для государственных ведомств и российских предприятий, на которых подробно знакомили с актуальными методами оценки уязвимостей, определения моделей угроз, а также современными техническими решениями для обнаружения, сопровождения и подавления БПЛА. Поскольку действующие образцы оборудования находились здесь же, буквально под рукой, теоретический курс удалось закрепить практическими пособиями. «По итогам мероприятия более 100 человек получили сертификаты о прохождении семинаров. Интерес к ним есть, поэтому с октября 2024 года мы будем проводить такие семинары на регулярной основе»,— подытожил Иван Поминов.

Илья Арзуманов

Вся лента