Дорогая моя дорога
Москва воспользовалась правом штрафовать водителей за неоплаченный проезд по платным трассам
Чуть более чем за месяц Московская административная дорожная инспекция вынесла более 140 тыс. штрафов в отношении автовладельцев, не оплативших проезд по проспекту Багратиона. Столичная мэрия первой воспользовалась новым законом, позволившим регионам устанавливать и администрировать собственные санкции для подобных нарушителей. При этом, выяснил “Ъ”, почти треть постановлений были оперативно прекращены в связи с погашением водителями долга в течение 20 дней. Эксперты в связи с этим говорят, что граждане пока слабо осведомлены об особенностях безбарьерной системы проезда «Свободный поток», и призывают задуматься о новых способах информирования водителей.
С 1 сентября по 6 октября вынесено в общей сложности около 140 тыс. постановлений по ст. 10.13 КоАП Москвы за неоплату проезда по проспекту Багратиона, рассказали “Ъ” в Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). Тариф за проезд колеблется от 416 руб. до 1,2 тыс. руб. (в зависимости от наличия транспондера и класса транспортного средства). Штраф за нарушение составляет 3–15 тыс. руб. Впрочем, почти треть постановлений были оперативно прекращены в связи с погашением долга за проезд в течение 20 дней (см. график). Такая опция для нарушителей предусмотрена законом.
На проспекте Багратиона действует система «Свободный поток» без шлагбаумов и пунктов взимания платы. Пользователь обязан сам оплатить проезд, либо деньги снимаются автоматически с его счета.
Напомним, до недавнего времени на всех платных магистралях для нарушителей применялся единый штраф Ространснадзора — 1,5 тыс. руб. для легковых авто и 5 тыс. руб. для грузовиков и автобусов. Сборы поступали в федеральный бюджет. В связи с появлением ряда региональных «платников» власти решили разделить санкции на федеральные и субъектовые, распределяя и штрафные сборы между бюджетами. Закон, передающий соответствующие полномочия субъектам, заработал с 1 сентября. Столица пока единственный регион, который воспользовался правом устанавливать собственные санкции и администрировать их исполнение после внесения поправок в КоАП Москвы. Московская область такие планы только анонсировала, проект введения штрафа в размере тех же 3 тыс. руб. в областной КоАП подготовлен. Санкт-Петербург планирует ввести штраф 30 тыс. руб. для «зайцев» на Западном скоростном диаметре.
В столице, отметим, функционирует также Московский скоростной диаметр (МСД), проезд по которому (950 руб.) оплачивают только владельцы транзитных авто (не касается транспортных средств с московскими и областными номерами). «В настоящее время администрирование нарушений, связанных с неоплатой проезда по МСД, ведется в тестовом режиме»,— рассказали в МАДИ, отвечая на запрос “Ъ”. То есть штрафы пока не применяются. Причины в инспекции не называют. По данным инспекции, ежедневно МСД пользуются 400 тыс. автомобилистов, «подавляющая» часть которых москвичи.
“Ъ” рассказывал (см. номер от 4 декабря 2023 года), что Ространснадзор в прошлом году вынес более 1 млн штрафов за неоплату проезда по платным магистралям. Большую часть постановлений получили пользователи Центральной кольцевой дороги и М-12 «Восток». Эксперты обращали тогда внимание, что большая часть оштрафованных водителей, скорее всего, просто не поняли, что выехали на платную дорогу, поскольку граждане плохо осведомлены о системе «Свободный поток». Мониторинг, проведенный “Ъ”, показал, что спустя почти год проблема остается актуальной. В соцсетях можно найти много историй про граждан, которым навигатор проложил маршрут через проспект Багратиона, а те даже не поняли, что попали на платную дорогу (хотя «Яндекс» и 2ГИС показывают предупреждения), и потом получали штрафы за неоплату.
В МАДИ указывают еще на одну распространенную проблему пользователей.
Дело в том, что Северный обход Одинцово и проспект Багратиона — отдельные дороги с разными системами оплаты, хотя одна бесшовно перетекает в другую. Однако ряд водителей платят только один раз.
Проверить задолженность при проезде по проспекту Багратиона, напомнили в инспекции, можно через приложения «Парковки России», «Главная дорога» или сайт m-road.ru. «Многие уже прекрасно разбираются в способах оплаты проезда, но для самых невнимательных именно постановление МАДИ становится основным средством побуждения пользователя ознакомиться с правилами взимания платы»,— говорят в компании «Новое качество дорог» (оператор Северного обхода Одинцово и проспекта Багратиона).
Нужно создавать современную систему информирования водителей, настаивает руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» «Народного фронта» Петр Шкуматов. «Не стоит ждать от человека, что он сам куда-то зайдет, проверит задолженность,— говорит эксперт.— Нужно присылать СМС, пуш-сообщение, уведомление на "Госуслуги" или все вместе сразу по всем возможным каналам. Для этого есть современные IT-системы, а телефоны большинства водителей есть в базах ГИБДД. Тем более что большинство платных дорог в России будут без шлагбаумов». Господин Шкуматов также призывает производителей навигационных программ улучшить интерфейс, чтобы предупреждения о платных трассах были более читаемыми и крупными.
До конца 2024 года, напомним, в Московской области откроются платная Мытищинская хорда (соединит Дмитровское и Ярославское шоссе) и участки Южнолыткаринской автодороги (юго-восточной дублер МКАД). Росавтодор и «Автодор», в свою очередь, достраивают участки трассы М-12 «Восток» от Казани до Екатеринбурга, которые планируется открыть в платном режиме также до конца года.