Лучшие бренды сохранили позиции

Interbrand представил рейтинг самых дорогих брендов мира 2024 года

Консалтинговая компания Interbrand опубликовала ежегодный рейтинг самых дорогих брендов. Лидерами в нем, как и годом ранее, стали Apple, Microsoft и Amazon. При этом темпы роста совокупной стоимости самых дорогих брендов существенно замедлились — до 3%. Кроме того, в текущем году аналитики Interbrand обратили внимание на возможности, упущенные брендами в погоне за краткосрочным ростом,— и оценили их в $3,5 трлн.

Магазин Apple Store в Мюнхене (Германия)

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Рейтинг Best Global Brands выходит уже в 25-й раз — впервые он был опубликован в 2000-м. В нынешнем году совокупная стоимость 100 самых дорогих брендов выросла в сравнении с 2023-м примерно на 3%, составив $3,4 трлн. Это самые низкие темпы роста за последние годы. Для сравнения: в 2023 году совокупная стоимость 100 брендов выросла почти на 6%, в 2022-м — на 18%, а в 2021-м — на 15%.

Топ-3 в Best Global Brands 2024 не изменился в сравнении с прошлым годом. Первое место уже в 12-й раз подряд заняла Apple — правда, стоимость ее бренда снизилась на 3%, составив $488,9 млрд.

По мнению аналитиков Interbrand, это связано с тем, что Apple осторожнее других технологических компаний подходит к инвестициям в искусственный интеллект; они, впрочем, считают, что в долгосрочной перспективе это хорошая стратегия, и уже в следующем рейтинге стоимость бренда Apple вырастет. За ней идут Microsoft ($352,5 млрд, +11%) и Amazon ($298,1 млрд, +8%).

Состав первой десятки также почти не изменился в сравнении с прошлым годом; единственное изменение — место Nike, опустившейся на 14-ю строчу, заняла McDonald`s. В топ-10 вошли бренды Google, Samsung, Toyota, Coca-Cola, Mercedes, McDonald`s и BMW. У большинства компаний в первой десятке стоимость бренда за год выросла, исключением кроме Apple стал Mercedes — стоимость бренда снизилась на 4%, составив $58,9 млрд.

В рейтинг Best Global Brands от компании Interbrand отбираются бренды с глобальным охватом. Из-за строгости его критериев могут отсеяться даже такие крупные, как Alibaba. Первый критерий: по меньшей мере 30% выручки должно приходиться на регионы за пределами страны происхождения бренда. Вторым критерием является «значительное присутствие бренда в Азии, Европе и Северной Америке, а также широкое представительство на развивающихся рынках». Кроме того, должна присутствовать «существенная открытая информация о финансовых результатах компании», что отсекает многие частные фирмы, которые не публикуют финансовую отчетность. Необходимо наличие «ожидаемой прибыли в долгосрочном периоде, что должно обеспечивать доход сверх стоимости капитала самого бренда». Еще одним критерием является «наличие у бренда хорошей узнаваемости в крупнейших экономиках мира».

Самыми быстрорастущими брендами оказались Ferrari (62-е место, $13,1 млрд, +21%) и YouTube (24-е место, $30,1 млрд, +16%). В этом году в рейтинг впервые вошли четыре бренда — Nvidia (производитель чипов сразу занял 30-е место при стоимости $20 млрд), Pandora (90-е место, $7,1 млрд), Range Rover (96-е место, $6,6 млрд) и Jordan (99-е место, $6,4 млрд).

Авторы рейтинга, подводя итоги 25-летнего анализа, оценили потери брендов от «повышенного внимания к операционной эффективности и краткосрочным результатам» вместо вложений в «среднесрочный и долгосрочный потенциал бренда». По оценкам аналитиков Interbrand, это обошлось крупнейшим брендам в $3,5 трлн — на такую сумму совокупная стоимость брендов выросла бы за 25 лет при большем внимании к долгосрочным показателям.

«Если бы брендами управляли как активами стратегического роста, список уже стоил бы $6,9 трлн. Рост, который мы видим, скрывает огромные упущенные возможности,— считает глава Interbrand Гонсало Брухо.— Многие из самых дорогих брендов в мире упускают существенный потенциал прибыли, чрезмерно инвестируя в краткосрочные доходы».

Яна Рождественская

Вся лента