В порядке неисключения

Депутаты Кубани не поддержали инициативу юристов, связанную с делом «Ёбидоёби»

Законодательное собрание Краснодарского края (ЗСК) не поддержало предложение краснодарских юристов исключать юрлиц из ЕГРЮЛ за злостное неисполнение судебных решений о смене их наименований. Оно было сделано с учетом ситуации вокруг компании «Ёбидоёби», которая, несмотря на решение суда, затягивает переименование юрлица. Юристы говорят, что действующие механизмы воздействия на юридические лица в подобных случаях показывают свою малоэффективность, однако законодатели считают их достаточными.

В законодательство предлагали включить новое основание для исключения из ЕГРЮЛ — уклонение от исполнения решения суда об изменении наименования юрлица, как это делает компания «Ёбидоёби»

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ-Кубань”, Законодательное собрание Краснодарского края не поддержало предложение краснодарской юридической компании «Векави Групп» о включении в законодательство нового основания для исключения из ЕГРЮЛ юридических лиц — уклонение от исполнения судебных решений об изменении наименования компании.

Краснодарские юристы обратили внимание на ситуацию вокруг сети суши ООО «Ёбидоёби»: суды обязали сменить название организации в связи с тем, что там используется провокативная лексика, созвучная с ненормативной. В январе точку в этом деле поставил Верховный суд РФ. Однако это решение компания исполнять не спешит. В связи с этим на нее даже был наложен штраф, который организация продолжает оспаривать в вышестоящих судах. Тем не менее наименование фирмы в ЕГРЮЛ остается прежним.

С учетом того что подразделения «Ёбидоёби» продолжают работать под скандальным наименованием, в том числе и на Кубани, местные юристы озадачились созданием механизма эффективного понуждения юрлиц к исполнению подобного рода судебных решений. Они пришли к выводу, что единственным рычагом для них может стать только угроза исключения из ЕГРЮЛ.

«Мы видим, что на практике решение суда по целому ряду объективных и субъективных причин не исполняется. Можно сказать, что имеющиеся механизмы пробуксовывают, цель исключения скандального наименования, а также противодействия деструктивной идеологии, навязываемой агрессивным маркетингом, не достигается. И если закон о государственной регистрации предусматривает и менее серьезные основания для исключения компаний из реестра, например недостоверные сведения о юрадресе организации, почему бы тогда не включить в этот перечень и длительное неисполнение решения суда об изменении фирменного наименования юрлица? Поэтому мы решили попробовать через ЗСК такую законодательную инициативу выдвинуть»,— говорит одна из авторов предложения Елена Одайкина.

Однако в кубанском парламенте регулирование вопроса в таком виде сочли излишним. Отвечая на предложение, законодатели указали, что арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает механизм наложения судебного штрафа за неисполнение судебного акта, который уже задействован. Кроме того, существует административная ответственность за неисполнение требований судебных приставов. За злостное неисполнение решений суда установлена уголовная ответственность. Таким образом, в законе уже достаточно механизмов решения этой проблемы. Кроме того, депутаты указали, что для направления подобной законодательной инициативы необходимо иметь информацию по всем регионам о наличии там аналогичных проблем. Пока ее нет, готовить подобный законопроект и вносить его в Госдуму нецелесообразно.

Ранее руководство «Ёбидоёби» заявляло, что собирается отстаивать свое наименование в Конституционном суде. Но даже если от него и добьются изменения наименования, название бренда все равно останется прежним. Как пояснял “Ъ”, это связано с тем, что бренд был зарегистрирован в США и благодаря Мадридскому соглашению получил правовую охрану в России, которая является его участником.

В начале года Краснодарское УФАС возбудило дело о нарушении закона о рекламе против франчайзи «Ёбидоёби» — местного предпринимателя — за распространение рекламных листовок о наборах роллов «Куни Ли» и «Ваху Яки». Примерно в это же время за нарушения закона «О рекламе» ведомство вынесло предупреждение бизнесмену из Крымска, который разместил баннер с рекламным слоганом: «Каждый третий житель Крымска пробовал Куни Ли… Ёбидоёби».

Марина Новикова

Вся лента