Тайвань готов сопротивляться, но хотел бы сотрудничать

Глава администрации острова Уильям Лай послал в Пекин разнообразные сигналы

Глава тайваньской администрации Уильям Лай (другой вариант имени — Лай Циндэ) в четверг выступил со своим первым обращением к жителям острова по случаю национального праздника. Вполне ожидаемо он пообещал решительно противиться любым попыткам аннексии острова или вторжения со стороны КНР. Но при этом допустил и небольшую примирительную нотку, отметив, что Тайбэй готов к сотрудничеству с Пекином в борьбе с глобальными вызовами вроде изменения климата. Впрочем, на материке этот жест вряд ли оценили.

Глава тайваньской администрации Уильям Лай (Лай Циндэ)

Фото: Ann Wang, Reuters

К речи Уильяма Лая по случаю праздника «двух десяток», как на Тайване называют Национальный день, было заранее приковано повышенное внимание. И не столько потому, что для главы тайваньской администрации, вступившего в эту должность в мае, это было первое обращение к жителям острова по такому торжественному поводу. А скорее потому, что наблюдатели ждали заявлений, которые Китай расценит как провокацию и непременно ответит.

Еще в понедельник господин Лай позволил себе своеобразную прелюдию к главной речи.

Отметив, что КНР отмечала 1 октября 75 лет с момента своего основания, он напомнил, что Китайская Республика (так Тайвань именует себя официально) отметит 113-ю годовщину своего существования. Таким образом, заключил глава тайваньской администрации, у политической системы острова куда более древние корни.

Реакция Пекина последовала во вторник. Китайское управление по делам Тайваня выпустило заявление, в котором назвало слова тайваньского лидера демонстрирующими «его упрямую позицию в отношении независимости Тайваня и его зловещие намерения по эскалации враждебности и конфронтации».

А уже в среду Минобороны Китая решило напомнить о своем несогласии с продажей американского оружия Тайваню (недавно администрация Джо Байдена одобрила выделение острову $567 млн на дальнейшую оборонную поддержку). «Необходимо подчеркнуть, что вооружение Тайваня — это поощрение независимости Тайваня, а независимость Тайваня означает войну»,— заявили в ведомстве КНР.

На таком фоне в Тайбэе приготовились к тому, что не за горами новый виток эскалации между двумя берегами Тайваньского пролива. В среду сразу несколько тайваньских чиновников предупредили: КНР, скорее всего, в четверг начнет военные учения вблизи острова в ответ на речь Уильяма Лая.

В итоге выступление оказалось не столь радикальным и провокационным, как ожидалось.

Начав с того, что Тайбэй и Пекин «не подчиняются друг другу», островной лидер пообещал «придерживаться обязательства противостоять аннексии или посягательству на суверенитет» Тайваня. Но тут же добавил, что совсем не против сотрудничать с материком по некоторым глобальным вопросам.

«Мы готовы работать с Китаем над решением проблем изменения климата, борьбы с инфекционными заболеваниями и поддержанием региональной безопасности, чтобы добиться мира и взаимного процветания ради благополучия людей по обе стороны Тайваньского пролива»,— примирительно заявил господин Лай.

Более того, он сделал своего рода завуалированный комплимент весомой роли КНР на мировой арене, призвав Пекин использовать свое дипломатическое влияние для разрешения конфликтов на Украине и Ближнем Востоке.

Вряд ли этот скромный миролюбивый посыл найдет отклик у Китая, который давно окрестил Уильяма Лая «опасным сепаратистом» и с момента его инаугурации в мае то и дело проводил вблизи Тайваня военные маневры.

К слову, такое поведение Пекина в отношении острова, который он считает неотъемлемой частью своей территории, неизменно давало западным экспертам и политикам повод говорить о почти неминуемом нападении на Тайвань уже в ближайшие годы.

На самом Тайване большинство жителей склонны сомневаться в том, что КНР может вторгнуться на остров в ближайшие пять лет. Как показали обнародованные на этой неделе результаты опроса, проведенного Институтом исследований вопросов национальной обороны и безопасности, 61% тайваньцев сочли такое развитие событий «маловероятным или очень маловероятным». При этом, правда, жители Тайваня признали, что видят в Пекине и его военных маневрах серьезную угрозу для демократического острова.

Опрос выявил и расхождения во мнении о том, способны ли вооруженные силы Тайваня защитить остров: половина респондентов выразила уверенность, что да, а другая половина ответила отрицательно. Что касается помощи США, то и тут мнения разделились: лишь 52% сочли, что американские военные направят свои вооруженные силы для защиты Тайваня в случае нападения КНР.

В своих отношениях с Тайванем Штаты долгие годы придерживались политики «стратегической двусмысленности» (то есть воздерживались от четкого обозначения своей позиции по возможному участию в конфликте Пекина с островом). По сути, такая политика сохраняется до сих пор. В 2022 году президент Джо Байден допустил, что Соединенные Штаты будут защищать Тайвань в случае нападения на него, однако позднее Белый дом попытался дезавуировать это заявление.

Наталия Портякова

Вся лента