Газа есть, а власти нет

«Фатх» и «Хамас» попытались договориться о будущем управлении Газой

Представители враждующих палестинских фракций «Фатх» и «Хамас» встретились в Каире, где обсудили послевоенное устройство Газы. Арабоязычные СМИ передают противоречивые сообщения об итогах встречи. Так, Sky News Arabia сообщает, что палестинцы договорились о создании комитета для управления Газой. Египетские телеканалы, напротив, отмечают, что фракции так и не смогли прийти к компромиссу. Как бы то ни было, любой послевоенный план предполагает окончание боев и перемирие с Израилем, а на этом направлении с сентября особых подвижек нет.

Город Хан-Юнис (сектор Газа) сильно разрушен в результате боев между израильской армией и формированиями движения «Хамас»

Фото: Hatem Khaled / Reuters

Представители «Фатха», управляющего Западным берегом реки Иордан, а также базирующегося в Газе «Хамаса» 9 октября встретились в Каире. И, как утверждает Sky News Arabia, смогли договориться о формировании комитета для управления анклавом. Источники телеканала отметили, что комитет будет технократическим — в него войдут 10–15 человек, не связанных с какими-либо палестинскими фракциями. Финансироваться орган будет международными организациями и бюджетом Палестинской администрации, большинство в которой составляют члены «Фатха».

10 октября, как передает Sky News Arabia, стороны обсудили последние детали работы комитета. После этого планируется расширенная встреча с остальными членами Организации освобождения Палестины — зонтичной структуры, объединяющей все палестинские движения.

В ведении комитета будут административные функции: управление погранпереходом «Рафах», восстановление больниц и школ, распределение гуманитарной помощи среди жителей Газы.

По сути, комитет призван заполнить вакуум власти в секторе Газа. Израиль неоднократно подчеркивал, что не допустит возвращения «Хамаса» к управлению анклавом, даже если речь идет об исключительно гуманитарных вопросах.

При этом власти еврейского государства так же холодно относятся и к инициативе передать власть в Газе в руки Палестинской администрации. А вот решение создать внепартийный орган теоретически Израиль могло бы удовлетворить.

Впрочем, официальных заявлений со стороны палестинских движений пока не было. А египетские телеканалы заверили, что на самом деле фракции так и не смогли прийти к компромиссу.

Так или иначе, важен уже сам факт переговоров двух фракций: их встреча в Каире — первая с июля, когда стороны встречались в Пекине. По итогам тех контактов под эгидой МИД Китая «Фатх» и «Хамас» договорились о первых шагах по формированию единого правительства. Пекинская декларация призывала к созданию палестинского государства в границах до 1967 года. Однако в ней содержалось лишь самое общее описание того, как две фракции будут работать вместе, и не было ответа на главный вопрос — когда это все будет реализовано.

Соглашение также не учитывало расходящиеся взгляды групп на Израиль. «Хамас» отказывается официально признавать Израиль и настаивает на создании Палестины «от реки и до моря», отвергая само существование еврейского государства. Палестинская администрация занимает более умеренную позицию: Рамалла признала Израиль во время подписания мирных соглашений в Осло в 1990-х годах.

Несмотря на остающиеся пробелы, пекинская декларация стала существенным шагом вперед для палестинцев, поскольку все подобные раунды переговоров, включая встречу в Москве в конце февраля, не приводили к прогрессу.

Напомним, вражда двух фракций уходит корнями в 2007 год, когда «Хамас» захватил власть в Газе, полностью вытеснив «Фатх» из сектора. Уже в 2011 году стороны решили помириться и заключили в Каире соглашение о примирении. Но оно так и осталось на бумаге — реального потепления в отношениях не было. Поэтому в 2022 году враждующие фракции плюс еще 12 других палестинских партий решили снова договориться о примирении. Но и это соглашение, заключенное в Алжире, также не привело к созданию единого правительства.

В декабре прошлого года «Хамас» вновь начал предпринимать шаги для примирения с «Фатхом». В апреле ныне покойный лидер «Хамаса» Исмаил Хания отмечал, что группировка хочет присоединиться к Организации освобождения Палестины и поучаствовать в формировании единого правительства для Газы и Западного берега. При этом радикалы ведут параллельную игру и встречаются с отдельными группами внутри «Фатха», которые выступают против президента Махмуда Аббаса.

В статье для Foreign Affairs профессор Вашингтонского ближневосточного института Мэттью Левит пишет, что идеальный сценарий для «Хамаса» — превратиться в «палестинскую "Хезболлу"». То есть сохранить военное влияние, отказавшись от политических полномочий.

Ливанская группировка хотя официально и зарегистрирована как партия, но сохраняет автономию в военных вопросах — ее силовой потенциал заметно больше, чем у правительственной армии Ливана. Достаточно сравнить число солдат: у армии страны 70 тыс. бойцов, у радикальной группировки — более 100 тыс.

В апреле палестинские радикалы вполне допускали собственное перерождение в политическую партию. О такой перспективе говорил высокопоставленный член политбюро группировки Халиль аль-Хайя. Он отмечал: движение готово распустить военное крыло, полностью разоружиться и согласиться на перемирие с Израилем сроком на пять лет, но только если будет создано независимое палестинское государство в границах до 1967 года. Однако уже тогда было понятно, что Израиль не согласится с таким сценарием. Полное уничтожение «Хамаса» — первая из четырех военных целей Израиля (наряду с возвращением заложников, демилитаризацией Газы и возвращением израильтян в северные районы).

Кроме того, премьер Израиля Биньямин Нетаньяху неоднократно подчеркивал, что выступает категорически против создания палестинского государства. При этом израильский лидер до сих пор так и не представил четкого послевоенного плана для Газы.

В июне портал Times of Israel со ссылкой на источники сообщил, что офис премьер-министра якобы смягчил позицию и согласен с тем, что власть в Газе должна быть передана лицам, связанным с Палестинской администрацией.

До этого на протяжении многих месяцев политик, как уточняет издание, давал указание органам безопасности не включать Палестинскую администрацию в какие-либо планы послевоенного управления Газой.

При этом публично Биньямин Нетаньяху продолжает отвергать идею передачи власти в Газе кабинету Махмуда Аббаса. В июне премьер в очередной раз заявил, что «не готов отдать Газу Палестинской администрации». Однако вместе с тем господин Нетаньяху отметил, что хочет создать «гражданскую администрацию — по возможности с местными палестинцами и при поддержке стран региона».

Тем временем министр обороны Израиля Йоав Галант и Вашингтон критикуют премьера Нетаньяху за то, что он мало внимания уделяет вопросу послевоенного устройства Газы. Так, 9 октября представитель Госдепартамента США Мэттью Миллер вновь призвал Израиль разработать план послевоенного управления Газой. «У нас по-прежнему есть опасения, что без политического плана, без плана на период после войны в Газе… Израиль будет увязать в проведении подобных операций еще какое-то время,— заявил он.— Это приведет к ужасным гуманитарным последствиям для палестинского народа и к реальным проблемам безопасности для израильского народа».

Эльнар Байназаров

Вся лента