Лед окольным путем

Рыбу с Дальнего Востока предложено вывозить по Севморпути

Из-за резкого роста цен на дальневосточную рыбу российские власти задумались о развитии альтернативных путей ее поставки. Минвостокразвития собирает предложения рынка о поддержке перевозок рыбы по Северному морскому пути. Пока такие поставки по объему заметно уступают железной дороге. На рынке маршрут называют перспективным, но сомневаются, что мотивировать транспортные компании будет просто, поскольку морозильные контейнеры для рыбы — дорогое оборудование.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо Минвостокразвития к участникам рыбного рынка с просьбой до 25 октября 2024 года высказаться о целесообразности введения специальных мер поддержки для увеличения объема перевозки их продукции по Северному морскому пути (СМП). В частности, предлагается выбрать механизм субсидирования из расчета на 1 кг перевезенной по СМП продукции — в пользу единого логистического оператора, предоставляющего льготные тарифы на доставку, либо всех участников рынка, занимающихся транспортировкой. В Росрыболовстве и Минвостокразвития на вопросы “Ъ” не ответили.

Сейчас специальных мер поддержки логистики рыбной продукции по СМП нет. С 2022 года субсидируются только каботажные перевозки по маршруту в целом. Для этого из бюджета выделяется 560 млн руб. в год на компенсацию перевозчикам недополученных доходов из-за льготных тарифов.

Инициатива Минвостокразвития обусловлена необходимостью снижения стоимости продукции для потребителя.

Министерство просит участников рынка сравнить стоимость логистики рыбы из района промысла через Владивосток в Москву по железной дороге, из Петропавловска-Камчатского или места добычи по СМП в Архангельск, Мурманск или Санкт-Петербург с последующей доставкой в Москву.

Согласно ФГУП «Нацрыбресурс», сейчас заметнее всего растут цены на лососевые. Так, горбуша на Дальнем Востоке год к году подорожала вдвое, до 300 руб. за кг, нерка — на 29,6%, до 700 руб., кета — на 24,3%, до 460 руб. за кг. Динамика обусловлена сокращением вылова лососевых на 12% год к году, до 228,7 тыс. тонн (данные на 7 октября 2024 года).

По подсчетам «Нацрыбресурса», стоимость доставки рыбы из Владивостока в Москву составляет 23–25 руб. за кг, за год показатель почти не изменился. Исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин оценивает стоимость железнодорожной логистики из Владивостока в Москву в 30–40 руб. за кг. В конце лета — начале осени это сопоставимо со стоимостью ее перевозки по СМП, но зимой перевозка по этому маршруту может обходиться существенно дороже из-за ледокольного сопровождения. Из-за этого, по словам Александра Фомина, объем перевозки рыбной продукции по СМП небольшой: 20–30 тыс. тонн ежегодно. Но при развитии этого маршрута и снижении стоимости услуг перевозки по нему этот транспортный коридор для рыбаков может быть оправдан, считает эксперт.

В то же время объем перевозки по железной дороге кратно выше.

В январе—сентябре этого года он достиг 521,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, сократившись на 2,1% год к году, пояснили “Ъ” в ОАО РЖД. В розничной цене рыбы доля железнодорожного тарифа не более 5%, считают в компании. Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев замечает, что железнодорожные перевозки субсидируются не для всей продукции. Для селедки, которая не входит в перечень, логистика с Дальнего Востока составляет 25% от стоимости.

Александр Фомин считает, что пока логистам невыгодно развивать перевозку рыбной продукции по СМП, так как в этом случае приходится использовать морозильные контейнеры. Если при отправке на Дальний Восток их можно заполнить, то для обратной дороги рыба остается фактически единственным вариантом, поэтому такие контейнеры могут быть востребованы всего несколько месяцев в году, считает эксперт.

Такое оборудование дорогое, поэтому оно есть у небольшого числа перевозчиков, поясняет собеседник “Ъ” на логистическом рынке. Он называет самым крупным профильным игроком «Дальрефтранс». Но это структура FESCO, для которой основным видом услуг остается железнодорожный транспорт, объясняет он. Сейчас нехватка морозильных контейнеров в пиковые сезоны приводит к резкому росту тарифов на перевозку, говорит Герман Зверев. Он называет еще одной проблемой подготовку портов к приему и сохранению большого количества рефрижераторных контейнеров, организацию ритмичной отправки грузов из них в регионы.

Александра Мерцалова, Наталья Скорлыгина

Вся лента