Технологичный, смертельный, надежный

Литейному мосту — 145 лет

13 октября 1879 года в Петербурге был торжественно открыт второй постоянный мост через Неву — Литейный. Он соединил левобережную часть города с Выборгской стороной и стал воплощением злого рока и новейших технологий того времени.

Санкт-Петербург. Мост императора Александра Второго (Литейный). 1879 год, на почтовой открытке

Фото: Фелиш Альберт / wikipedia.org

Струве против «Вестминстера»

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был сооружен одноименный наплавной мост, который соединил левый берег с Выборгской стороной. В 1803 году Воскресенский мост переместили к Летнему саду и переименовали в Петербургский. На месте прежнего Воскресенского моста был сооружен новый, который действовал до 1851 года. После разборки комплекса построек Литейного двора и продления Литейного проспекта к Неве мост навели в створе Литейного проспекта, где он находился до 1875 года. И проспект, и мост получили свое имя по Литейному двору, находившемуся на левом берегу реки; одновременно бытовало и старое название моста — Воскресенский.

Наплавные мосты через Неву устанавливались на барках-плашкоутах, поставленных на якоря и соединенных канатами. Литейный мост, длина которого составляла 367 м (172 сажени), стоял на 21 плашкоуте. Мост был разводным: каждую ночь в три часа его разводили, а в семь часов утра сводили. Наплавные мосты полностью обеспечить сообщение между берегами Невы не могли. Осенью в период ледостава и весной при ледоходе всякая связь через реку прерывалась, районы оказывались полностью отрезанными друг от друга. Благовещенский мост — первый постоянный мост через Неву, открытый в 1850 году,— не решил вопрос постоянного сообщения с Выборгской стороной. Положение осложнилось после того, как в апреле 1865 года наплавной Литейный (Воскресенский) мост был сорван ледоходом. Было принято решение соорудить второй постоянный мост. Место для него выбирали несколько лет. Только в августе 1869 года Городская дума постановила строить его по оси Литейного проспекта. Был проведен открытый конкурс, представлено 16 проектов, лучшим из которых стал проект «Вестминстер» английской фирмы, которая предложила арочный мост с четырьмя пролетами и двумя разводными частями и двумя разводными частями у обоих берегов Невы.

Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877 года, отпечаток на альбуминовой бумаге

Фото: Иосиф Казимирович Гоферт / wikipedia.org

Комиссию Министерства путей сообщения проект не вполне устроил. Было сделано несколько замечаний, после чего решили вообще все переделать. Сделать это поручили инженеру Аманду Струве. Военный инженер и специалист в области мостостроения Струве к тому времени имел опыт строительства мостов через Оку в Коломне, Серпухове и моста длиной 1068 м через Днепр на кессонных фундаментах в Киеве.

Инженер-полковник Аманд Егорович Струве, 1870 год. С фотографии Кордыша рисовал О. Б. Май, гравировал Л. А. Серяков

Фото: wikipedia.org

В 1863 году Струве основал механический и литейный завод в Коломне, где производил металлические конструкции для мостов. Он предложил Александру II на выбор два варианта, из которых император выбрал проект арочного моста. 30 августа 1875 года началось сооружение переправы.

Жертвы Атакана и глубины

Подводные работы были связаны с большими трудностями и даже с гибелью людей. Первыми жертвами стали пять рабочих, которые 16 сентября 1876 года погибли от того, что в кессон ворвался жидкий грунт. Это случилось из-за резкого оседания опоры. Вторая «жатва» ровно через год была масштабнее: уже 20 человек погибли 9 сентября 1877 года. Здесь уже причина была не так очевидна: убиты взрывом, произошедшим в одном из кессонов, или утонули. Летом 1878 года тела были извлечены. Оба эти происшествия всего на месяц задержали сдачу объекта. Инженер немецкого происхождения Струве отличался редкой пунктуальностью. Но если сроки были нарушены незначительно, то стоимость моста возросла в полтора раза и составила более пяти миллионов рублей.

Еще до революции в Петербурге вокруг моста и этого места ходили зловещие легенды. Якобы стоял раньше на этом месте мост-призрак, а во время полнолуния над ним видно зловещую воронку, которая затягивает в себя воздух, звезды и даже прохожих. А если в лунную ночь пройти по мосту, то можно было перенестись в другие миры. Звучит слишком мистически. Но есть легенды и из относительно недавнего времени: в блокаду в Ленинграде этот мост обстреливали чаще остальных. И потому называли Литейный мост Чертовым. Аркадий Вяткин в книге «Петербург мистический» пишет, что странные происшествия на мосту многие петербуржцы связывают с гигантским валуном, который лежит на дне Невы. Старинное имя камня — Атакан. И это именно на него натолкнулся и получил трещину тот самый первый кессон, в котором 16 сентября 1876 года случилась трагедия. После нее и пошли в городе пошли разговоры о том, что мост строится над «проклятым» местом. Якобы жившие поблизости языческие племена в древности приносили Атакану человеческие жертвы. Очередная партия приговоренных к смерти стала молиться Неве, чтобы та спасла их от страшной участи, и река вняла мольбам, изменив свое русло. Так валун оказался на дне, в самом глубоком месте.

Если отринуть мистику и обратиться к фактам, то корень проблемы с кессонами возможно в том, что строить Литейный мост стали на самом глубоком участке Невы. Дно здесь нащупывается на уровне 24 м. И представляет оно из себя илистую вязкую субстанцию с, мягко говоря, низкой несущей способностью. Ставить каменные опоры решили на кессоны. И тут у Литейного моста рекорд: кессоны под опорами разводного пролета — самые большие за всю предшествующую историю строительства в России, их площадь — 462 кв. м.

Сталь вместо чугуна

Арочный Литейный мост через Неву в Санкт-Петербурге. 1910-е годы, на почтовой открытке начала XX века

Фото: wikipedia.org

В строительстве Литейного моста применялись самые современные на тот момент технологии. Например, его арки были изготовлены из сварочного железа. Этот новый тогда материал, прообраз современной стали, сделал конструкции более легкими по сравнению с чугунным Благовещенским мостом (5902 против 7040 тонн), позволив увеличить пролеты арок в полтора раза. Инновационными были и конструкция разводного механизма, и его освещение. Литейный стал первым в мире постоянным мостом, который стали освещать с помощью электричества.

Разводной пролет имел длину 19,8 м и располагался у левого берега Невы. Он был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой, которая при разводке вращалась вокруг вертикальной оси, расположенной на широкой и массивной береговой опоре (устое), при этом крыло моста поворачивалось в горизонтальной плоскости. Мост разводили вручную восемь рабочих, которые вращали ручной ворот. Со временем его заменили водяной турбиной мощностью 36 лошадиных сил, питавшейся от городского водопровода.

Мемориальная доска у Литейного моста на переднем плане, крейсер «Аврора» и Нахимовское военно-морское училище — на заднем плане

Фото: Алексей Лавров / wikipedia.org

В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, Литейный мост был реконструирован. Необходимость в обновлении моста возникла в 1964 году, это было связано с масштабным обновлением Волго-Балтийского пути. При реконструкции удалось сохранить и использовать подводные части опор моста, установленные в XIX веке. Сохранилась также историческая решетка, изготовленная по проекту архитектора Карла Рахау. В композицию решетки включен герб Петербурга. Всего на мосту 546 гербов. Решетка Литейного моста включена в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения. Литейный мост сегодня — это шестипролетная переправа. Его длина 394,3 м, а ширина 34,6 м. Пролеты сделаны из сталежелезобетона. В ходе реконструкции поворотный разводной пролет заменили однокрылым раскрывающимся. Длина крыла разводного пролета составляет 55,4 метра, масса — 3325 тонн. При разводке моста пролет поднимается под углом 67 градусов за четыре минуты.

Кстати, при всей своей нехорошей «славе» Литейный мост отличает прочность. После реконструкции моста его надежность испытывали танками. Целая рота тяжелых боевых машин совершала маневры, а специалисты фиксировали прогибы и деформацию конструкций. Показал Литейный мост свою надежность и в XXI веке, уже не на испытаниях, а в реальном происшествии. В августе 2002 года с опорой моста столкнулся сухогруз «Каунас» 1957 года постройки, следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно накренилось и пошло ко дну носом вниз. Судоходство по Неве было восстановлено только 23 августа. По заключению штаба городской КЧС, Литейный мост в результате аварии с сухогрузом не пострадал.

Разведенный Литейный мост в Санкт-Петербурге

Фото: Florstein / wikipedia.org

Анна Кашурина

Вся лента