На IT к успеху: стратегический консалтинг

Как IT-консалтинг из услуги по аудиту стал возможностью для роста бизнеса

В динамично меняющейся IT-среде компаниям важно быть открытыми к внедрению новых практик, уметь оперативно интегрировать новые цифровые продукты и составлять гибкую стратегию развития исходя из внешних факторов. Для более эффективной работы бизнес все активнее прибегает к услугам стратегического IT-консалтинга. “Ъ” совместно с группой ЛАНИТ выяснил, какие задачи эксперты в этой области помогают решить уже сейчас и почему спрос на IT-консалтинг будет только расти.

Фото: Getty Images

В России стремительно развивается экономика данных, растет доля IT в ВВП страны: за 2023 год показатель составил почти 2%, по данным НИУ ВШЭ и Минцифры РФ. При этом объем реализации собственных продуктов и услуг в IТ-отрасли увеличивался в среднем на 26% с 2019 по 2023 год и в прошлом году достиг 3,1 трлн руб. В этом секторе экономики уже работают не только профильные компании—разработчики цифровых продуктов и сервисов, но и предприятия критической информационной инфраструктуры (КИИ) и другой крупный бизнес.

Однако за последние два года IT-отрасль столкнулась с рядом ощутимых рисков: массовым уходом зарубежных вендоров, постепенным отключением компаний от их продуктов, в том числе системно значимых, ограничениями на поставки импортных комплектующих и т. д. На этом фоне кратно вырос спрос на российское программное обеспечение (ПО) и другие цифровые решения, при этом время на переход у бизнеса оказалось очень ограниченным.

Чтобы успевать отвечать на вызовы рынка, быстро адаптироваться к меняющимся условиям и технологическому окружению, компаниям стали необходимы сторонняя поддержка и опыт. В условиях нехватки кадров и времени эти задачи помогают решить команды, которые специализируются на IT-консалтинге, предоставляют экспертизу в разработке стратегии цифровизации, автоматизации бизнес-процессов, построения цифровой инфраструктуры.

По оценке экспертов НОРБИТ, объем открытого рынка IT-консалтинга составляет 70–90 млрд руб. В основном его делят между собой крупные интеграторы со штатом сотрудников от 500 человек и более, а средние и небольшие компании работают во втором эшелоне, рассказывает управляющий директор НОРБИТ Владимир Вертоградов.

Драйвером роста рынка стали в первую очередь миграции на отечественное ПО, новые заказы по замене решений, перечисляет Владимир Вертоградов. Второе: адаптация существующих ландшафтов под российские серверы, операционные системы и средства безопасности. Третье: скорость преобразований возросла колоссально, бизнес обязан быстро реагировать. Для этого нужно поменять старую привычную модель, в рамках которой сначала на проект привлекались консультанты по изменениям, а затем уже по IT. «Со временем все поняли, что на втором шаге часто приходится все переделывать, и компании накопили достаточно опыта по проектам цифровой трансформации, поэтому, как правило, сразу начинают со второго этапа»,— говорит Владимир Вертоградов.

Консалтинг сейчас покупают вместе с технологиями: нужно не просто заниматься трансформацией, но и понимать, какие изменения произойдут в диапазоне нескольких лет, какие будут требования, как добиваться технологического суверенитета в конкретной компании, заключает эксперт.

«Дорожная карта» к успеху: производство оборудования

К НОРБИТ обратилась крупная отечественная компания, занимающаяся производством высокотехнологичного оборудования. Задачей было трансформировать систему закупок, снабжения, взаимодействия с поставщиками и смежных процессов: финучета, планирования, бухгалтерии.

Первым этапом были проведены аудит ситуации внутри компании, а также оценка, в какой регуляторной среде она работает. На этом этапе заказчик сразу получил варианты технологий, на которых идет прототипирование предлагаемых изменений. Также была учтена корпоративная специфика: культура, регламенты и т. д. Как отмечают в НОРБИТ, важно сохранить уникальные стороны компании, а не перевести всех на «стандартные рельсы».

По итогам были готовы описание целевого состояния функции закупок и план мероприятий по переходу к нему. Был сформулирован набор предложений по развитию, который ранжировался с учетом ценности, важности и эффективности. На его основе определяются этапы «дорожной карты», которая затем реализовывается. Результатами проекта стали экономия затрат, организация эффективных цепочек поставок и снижение рисков их срыва и роста цен.

Выбор осознанного бизнеса

В «ЛАНИТ — Би Пи Эм» рассказывают, что потребность в IT-консалтинге не зависит от масштаба компании и каждый бизнес сможет найти для себя преимущества привлечения IT-консультантов. Малый бизнес, кроме квалифицированной и профессиональной IT-поддержки, сможет повысить экономическую эффективность, так как не будет необходимости нанимать в штат IT-специалистов. Средний бизнес сможет оптимизировать IT-процессы и получить инновационные решения. Крупные компании приобретут большой опыт сторонних IT-консультантов, работавших на масштабных проектах.

К IT-консультантам обращаются в случаях, когда необходимо запустить новый IT-продукт, найти точки роста, выйти на новый сегмент. А также когда необходимо подобрать или разработать новое ПО и внедрить его в бизнес-процессы компании, модифицировать или заменить имеющееся ПО, мигрировать с устаревшего или зарубежного. Кроме этого, в пул задач IT-консультантов могут входить интеграция корпоративных систем, автоматизация процессов, разработка IT-стратегии и проведение анализа IT-рынка.

Есть несколько признаков, которые говорят о том, что компании необходима помощь IT-консалтинга, перечисляет директор по развитию бизнеса «ЛАНИТ — Би Пи Эм» Максим Волошинов:

бизнес-процессы в компании не автоматизированы, рутинные операции приводят к увеличению затрат, снижению скорости и не дают прозрачности деятельности;

требуется создание новых IT-продуктов/решений или новых технологий;

используемые IT-продукты неисправны, технологически устарели, не могут обеспечить потребности бизнеса, требуют дорогостоящей поддержки.

Еще один блок задач в области IT-консалтинга связан с анализом IT-инфраструктуры. Это направление помогает выявить избыточные или неэффективно используемые ресурсы и определить области для сокращения расходов без ущерба для ключевых бизнес-процессов, рассказывает директор технического департамента компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Аксенов. Анализ IT-инфраструктуры также помогает повысить уровень зрелости и эффективности бизнес-процессов, спланировать решение точечных задач модернизации, сформировать основу для создания комплексных IT-стратегий, направленных на долгосрочный рост и повышение конкурентоспособности компаний в будущем, добавляет Олег Аксенов.

«Дорожная карта» к успеху: промышленность

Запрос на сложный IT-консалтинг в 2024 году сформировался со стороны российской промышленной компании: задачей было не просто провести обследование IT-инфраструктуры, а сосредоточиться на оценке зрелости IT-процессов и выявлении в них проблемных точек.

Результатом проекта, реализованного «ЛАНИТ-Интеграцией», стали практические рекомендации, которые в том числе помогли разработать, согласовать и защитить план развития IT-инфраструктуры с существенным увеличением бюджета, разработать каталог IT-услуг и информсистем компании (порядка 500 строк), планы оптимизации процессов управления IT-услугами (10 процессов).

«Инвестиции на горизонте одного года являются операционными затратами и, конечно, должны исходить из общей стратегии развития компании»,— комментирует Олег Аксенов. Но если вследствие внешних и внутренних факторов стратегия потеряла актуальность, то аудит IT-ландшафта поможет выявить слабые места, например неэффективное использование ресурсов, и актуализировать ее. «Определение приоритетных направлений инвестиций должно основываться на утвержденной в стратегии карте IT-инициатив и учитывать тактические и операционные задачи компании»,— отмечает эксперт.

Запрос федерального масштаба

Экспертиза и участие IT-консалтеров в 2024 году актуальны и для проектов федерального уровня, в том числе в сфере КИИ, строительства, логистики и т. д. В ЛАНИТ напоминают, что любой крупный и сложный проект невозможно сделать в короткий срок и небольшой командой — в нем будет задействовано много ресурсов, которые нуждаются в организации и координации. Резко повышается важность планирования и управления изменениями. «Именно эти параметры определяются в процессе консалтинговых работ»,— рассказал руководитель направления аналитических систем и платформенных решений ЛАНИТ Вячеслав Солопов.

Федеральный проект, как правило, является территориально распределенным. Ключевой фактор его успеха — раннее определение общих и специфических параметров процессов, которые должны быть реализованы на уровне региональных или структурных сегментов. Здесь, помимо анализа существующей ситуации и проектирования целевого решения, важным аспектом является идентификация различий. И дальше — техническая реализация выявленного многообразия или унификация (типизация) за счет поиска и внедрения лучших практик, которые должны быть определены на этапе консалтинга и апробированы всеми участниками процесса.

Как правило, методологическая, консалтинговая проработка не только предваряет такие проекты, но и постоянно их сопровождает в течение всего времени их реализации. Это делается, чтобы постоянно сверяться с целями и задачами проекта и обеспечивать целевую эффективность, не допуская, с одной стороны, умножения сущностей, а с другой — обеспечивая создание систем и сервисов, которые имеют необходимый и достаточный уровень покрытия для решения поставленных задач в рамках всех региональных сегментов.

Татьяна Исакова

Вся лента