Голос из прекрасного далека
Как будет развиваться рынок голосовых помощников в России
Объем мирового рынка голосовых роботов к 2027 году достигнет $98,2 млн, увеличиваясь на 18,6% ежегодно. Сегмент будет развиваться за счет растущего внедрения устройств для «умного дома», появления новых вариантов взаимодействия с голосовыми помощниками, а также совершенствования вычислительных мощностей генеративных систем, считают участники рынка. “Ъ” разобрался, какие новые функции голосовых помощников экосистемы и мобильные операторы предложат пользователям.
Мировой рынок голосовых помощников переживает этап развития и трансформации. Так, объем глобального рынка голосовых роботов к 2027 году составит $98,2 млн при росте 18,6% ежегодно (совокупный среднегодовой темп роста), следует из исследования аналитической компании IndustryARC о рынке голосовых роботов. Достижение показателя обеспечат увеличивающееся внедрение устройств для «умного дома» со встроенной технологией автоматического распознавания речи, растущее проникновение умных колонок, смартфонов и др.
Сейчас на российском рынке есть несколько представителей голосовых помощников от IT-компаний. Речь идет об «Алисе» («Яндекс»), «Марусе» (VK), «Салюте», «Афине», «Джой» («Сбер») и «Секретаре» (ранее — «Олег», Т-банк). На западном рынке самые популярные примеры — это Alexa (Amazon), Google Assistant и Siri (Apple). Сами голосовые помощники решают сразу несколько задач: упрощение поиска для пользователей, автоматизация повседневных задач, а также возможность для бизнеса оставаться на связи с клиентом 24/7. «Например, при помощи ассистента можно записаться к парикмахеру, врачу, включить сигнализацию и др.»,— перечисляет гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков.
Голос в каждый дом
Два самых распространенных канала взаимодействия пользователя с голосовым помощником — смартфон и колонка. Рынок голосовых устройств по итогам прошлого года составил 36 млрд руб. против 21 млрд руб. в 2022 году, уточнили в МТС. Прогнозируется, что к 2025 году объем рынка ассистентов достигнет 62 млрд руб., увеличившись по сравнению c 2022 годом на 195%. В целом по итогам года сегмент достигнет 51 млрд руб., следует из исследования оператора. Так, к 2025 году будет продано порядка 7,9 млн устройств, а в этом году — порядка 6,6 млн устройств. При этом эксперты и компании пока затрудняются оценивать рынок голосовых помощников. Их функции пока не монетизируются, уточнил руководитель агентства Content Review.com Сергей Половников: «А рынком можно называть лишь то, что продается».
Среди самых востребованных навыков ассистентов, популярных и у российских, и у зарубежных пользователей, в опрошенных „Ъ" экосистемах называют трансляцию музыкальных произведений, поисковую выдачу с погодой и новостями, а также управление «умным домом». В целом уровень осведомленности об «умных домах» в России довольно высокий, отмечали во ВЦИОМе. Так, 80% россиян знают о технологии, из них 23% использовали функции «умного дома», оставшиеся 57% знают о системе, но лично не пользовались ей. Кроме вышеперечисленных функций, голосовых помощников используют в роли будильника, напоминающего о важных делах, а также собеседника.
Потребители уже привыкли к ассистентам в колонках и телефонах, чуть меньше — в телевизорах, считают опрошенные “Ъ” участники рынка. Поэтому в будущем ассистенты будут появляться на новых поверхностях, считает считает первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС Инесса Галактионова: «Дальше они будут "жить" прямо в телефонной трубке, могут стать частью умных носимых устройств: микрофонов, очков, корпоративных и офисных платформ». Будущий активный рост использования голосовых помощников подтверждают и данные исследований. Так, каждый десятый абонент мобильных операторов уже сейчас использует голосовых помощников, отмечали в Rambler & Co. Среди полезных функций голосовых помощников респонденты называли прием звонков с возможностью прослушать запись разговора (48%) и отправку ее в мессенджеры (32%), настройку персонализированных ответов (13%), а также выбор голоса и характера ассистента (7%). Дальше сценарий использования ассистентов изменится, считает Инесса Галактионова.
Трое на звонке
Российские IT-компании продолжают совершенствовать своих голосовых помощников. Например, Alexa от Amazon долгое время отличалась развитыми навыками в сегменте электронной коммерции: могла делать заказы, сообщать статус заказов, вести список покупок. Но тот же «Яндекс» сейчас активно развивает своего ассистента в этом направлении — «Алиса» уже может помогать с заказами «Такси», из «Лавки», «Маркета». Для МТС как для экосистемы разработка голосовых ассистентов решает две важные задачи, говорит Инесса Галактионова: «С одной стороны, это расширение пользовательского опыта, добавление совершенно нового функционала, который до нас не делал никто не только в России, но и за рубежом. С другой стороны, это возможность создать новую частотную витрину для развития экосистемы, запуска и монетизации новых сервисов, возможность получить конкурентное преимущество в телекоммуникационном бизнесе».
Сама МТС работает над внедрением умного голосового ассистента, который сможет ответить практически на любой вопрос прямо во время телефонного разговора — ответ услышат оба собеседника. Параллельно технология позволит компании расширить применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) и анализа больших данных в привычных голосовых услугах во время телефонных звонков. Ассистент сможет не только дать прогноз погоды на завтра или подсказать адреса ближайших магазинов или кафе, но и сделать резюме разговора, отправив его в виде текста. Так, у абонента появится возможность управлять звонком и вести диалог в режиме реального времени. Уточняется, что в будущем цифровой помощник обзаведется новыми функциями, например сможет переводить разговор на разные языки в режиме онлайн и давать советы по общению. «Мы создаем продукты для взаимодействия абонентов друг с другом и с бизнесом, причем они будут работать в любой модели телефона, не зависят от наличия интернета»,— отмечает Инесса Галактионова.
Нововведение позволит оператору как получить конкурентное преимущество (предлагать что-то большее, чем просто связь), так и «обогатить опыт» своего клиента, считают опрошенные “Ъ” участники телекоммуникационного рынка. Кроме того, голосовые помощники дают возможности для партнерств с другими бизнесами: «Ассистент может не только рассказать о ресторанах в городе, но и порекомендовать партнерское предложение, может предложить оформить заказ нужного товара в интернет-магазине и др.». Параллельно продажи устройств с голосовыми помощниками ежегодно растут, напоминает Денис Кусков, «учитывая невысокую стоимость и включение их в контур "умного дома"».
«Не просто голос из колонки»
Сейчас уже все экосистемы и IT-компании рассматривают ассистентов в роли набора умных решений, а не просто «голоса из колонки, рассказывающего о погоде». В этом случае голосовой помощник позволяет сокращать время пользователя на рутину, ежедневно решать его задачи в повседневном мире. Помимо уже перечисленных факторов, на рост сегмента повлияет и развитие больших вычислительных и языковых моделей. В числе последних — как языковые, так и мультимодальные, которые «могут "смотреть" камерами на окружающий мир, "слушать" и понимать его». Компании в лице Google, Amazon, «Яндекса» и др. продолжают развивать когнитивные способности ассистентов для лучшего взаимодействия с пользователями. Так, появляются новые инструменты, объединяющие модели в «агентские» решения. Последние могут решать комплексные задачи, в том числе в повседневном мире: вызвать такси, забронировать столики и билеты, записаться к врачу, отвечать на телефон вместо пользователя, решать задачи с детьми.
Параллельно благодаря внедрению генеративных нейросетей голосовые помощники становятся более персонализированными, отмечал гендиректор компании «Наносемантика» Станислав Ашманов (см. “Ъ” от 14 марта). Они запоминают контекст беседы, подстраиваются под пользователя, а в скором будущем могут и предупреждать пользователей о том, что им звонят мошенники. Так, у МТС уже есть сервис по блокировке сомнительных и спам-звонков «МТС Защитник». Само приложение анализирует, от кого поступил входящий вызов, есть ли подозрение на мошенничество. В момент звонка абонент получает голосовое уведомление, которое будет слышно только ему. Технологии искусственного интеллекта проводят проверку, какой голос (синтезированный или живой) используется при звонке. Затем Big Data МТС сверяет биометрию голоса с базой мошеннических голосов и проверяет анализ текста звонящего на предмет мошеннических сценариев.
Последний фактор развития рынка голосовых помощников — совершенствование вычислительных мощностей. Обучение и запуск больших моделей стоит все меньше. Процесс будет ускоряться, и в результате конечные продукты на их основе будут доступнее широкому кругу потребителей, считают в МТС. Любой новой технологии требуется время для широкого проникновения, отмечает Инесса Галактионова: «Но по тому, с какой скоростью новые технологии, о которых мы только вчера узнали, входят в нашу жизнь, можно предположить, что рынок голосовых помощников ждет быстрый рост».