Почта ударилась в цифру

Как «Почта России» внедряет IT-решения

Благодаря цифровой трансформации выручка «Почты России» от продаж услуг в цифровых каналах достигла 33%, а внедренные решения позволили автоматизировать расчеты логистических маршрутов. Компания продолжает не только внедрять перспективные решения, но и делает это на отечественном софте, доля которого в 2024 году достигнет 95%. “Ъ” разбирался, как «Почта России» занимается импортозамещением и каких результатов компании уже удалось добиться благодаря цифровизации логистики.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В сентябре «Почта России» объявила, что переходит с Windows на российскую операционную систему (ОС) «Альт» на базе Linux от разработчика «Базальт СПО». Своим переходом компания начала масштабный проект по импортозамещению программного обеспечения, в результате которого 130 тыс. рабочих мест сотрудников отделений, логистических центров и административного персонала переведут на отечественную ОС.

«"Почта России" играет ключевую роль в обеспечении логистических и коммуникационных потребностей граждан и организаций на территории огромной страны. Курс на трансформацию компания взяла еще в 2021 году»,— рассказывает заместитель гендиректора по цифровой трансформации компании Дмитрий Чудинов. Он объясняет, что за это время было внесено множество изменений: внедрение автоматизированных систем сортировки, развитие электронных услуг, создание удобных мобильных приложений и внедрение современных решений для управления логистикой. В целом доля замещенных иностранных решений в «Почте» достигла 87% в 2023 году, а в 2024 году этот показатель прогнозируется в 95%. «Это позволяет обоснованно заявлять об эффективном движении в направлении собственного цифрового суверенитета и импортонезависимости ключевых информационных систем»,— говорит Дмитрий Чудинов.

Транспорт в облаках

Цифровая трансформация обусловлена в том числе изменением стратегии: из почтового оператора компания стремится стать логистической, которая использует в основном собственные IT-решения, объясняет господин Чудинов. Для этого своя IT-компания «Почтатех» занимается развитием и поддержкой внутренних продуктов, без которых оптимизировать существующие процессы невозможно. В условиях быстро меняющегося мира применение технологий становится залогом конкурентоспособности и устойчивого развития компании.

Одним из ключевых продуктов «Почты» станет «Единая логистическая платформа», которая объединит основные логистические системы компании и функционал по управлению как собственной транспортной и складской инфраструктурой с современным оборудованием для автоматизированной сортировки, так и ресурсами внешних подрядчиков, партнеров и провайдеров сопутствующих услуг.

Платформа, рассказывает Дмитрий Чудинов, включает инструменты математического моделирования и искусственного интеллекта (ИИ), что позволяет эффективно с точки зрения отношения к ресурсам и обеспечения рыночных сроков доставки связать и оптимальным образом синхронизировать все логистические мощности. А в онлайн-режиме — строить предиктивные расчеты и анализ отклонений, а также в автоматизированном режиме запускать корректирующие процессы. «Традиционный процесс сортировки почтовых отправлений — трудоемкий и подверженный ошибкам. Мы уже внедрили автоматизированную систему сортировки "Сортмастер", что позволило повысить точность и скорость сортировки».

Одним из ключевых элементов платформы является модуль расчета мультимодальных маршрутов, объединяющих автомобильные, железнодорожные и воздушные перевозки. «Мы замещаем систему оптимизации Riverlogic на собственную с применением интеллектуальных алгоритмов при поддержке "Сколково"»,— объясняет Дмитрий Чудинов. Первые результаты компания планирует получить уже в этом году. Современные алгоритмы позволят рассчитать оптимальные пути доставки с учетом текущих условий и загруженности транспортной сети.

«"Почта России" доставляет более 50 видов отправлений всеми видами транспорта между всеми 38 тыс. отделений с использованием точек сортировки, учитывая контрольные сроки доставки. Это миллиарды комбинаций доставки, которые нужно проанализировать, чтобы найти быстрое и экономное решение для доставки отправления»,— добавляет Дмитрий Чудинов.

Поддержку в принятии наиболее важных управленческих решений обеспечивает Единая информационно-аналитическая платформа. «Ее использование позволяет выявить реальный сценарий прохождения бизнес-процессов в компании, разработать способы операционной оптимизации, а также повысить эффективность каждого работника и почтового парка»,— объясняют в «Почте России».

«Мы продолжим совместно с партнерами и ключевыми игроками рынка интенсивную работу в направлении импортозамещения: создание отраслевых отечественных решений в сфере логистики, электронной торговли и других, ИИ и робототехники, а также инновационную деятельность по поиску и тестированию инструментов и продуктов, подходящих под специфику "Почты". Без этого невозможен технологический суверенитет, что чревато уязвимостями в информационной безопасности компании»,— заключает Дмитрий Чудинов.

Алексей Жабин

Вся лента