«Современные корпорации стремятся соблюдать баланс собственных разработок и рыночных решений»

Старший вице-президент Сбербанка Кирилл Меньшов о развитии IT-рынка

Российские компании, сталкиваясь с потребностью в импортозамещении, прибегают к разным путям развития: от создания решений под собственные задачи до использования рыночных инструментов. Эффективное развитие бизнеса на IT-рынке сегодня требует умения найти золотую середину между своевременным использованием внешних решений и фокусировкой на собственных разработках. О сочетании этих подходов в стратегическом масштабе, о том, какую роль играют большие данные и чем создание универсального продукта отличается от разработки под конкретного заказчика, рассказал “Ъ” старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбербанка Кирилл Меньшов.

Старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбербанка Кирилл Меньшов

Фото: Предоставлено пресс-службой Сбербанка

— Два года назад потребители IT-решений переходили на российские «в режиме паники», чтобы обеспечить их немедленную доступность. Что изменилось с тех пор? Что движет заказчиками, которые только сейчас выбирают российские решения?

— Сегодня перед всей страной стоит задача скорейшего перехода на новый технологический стек. И от того, насколько успешно мы ее решим, во многом будет зависеть дальнейшее развитие России. Действительно, некоторые компании только сейчас занялись этим вопросом. Видимо, до последнего надеялись, что западные вендоры вернутся. Конечно, можно законсервировать то, что было доступно несколько лет назад. Можно пытаться обновлять версии через третьих лиц. Но в этом нет стратегии — только тактика и непросчитываемые риски.

Крупные корпорации уже несколько лет наращивают внутреннюю разработку. Так, наши технологические компетенции и самостоятельная разработка всех ключевых банковских систем позволяют «Сберу» уже несколько лет успешно укреплять собственный технологический суверенитет, а также обеспечивать надежность и безопасность продуктов для наших клиентов.

При этом на рынке есть много проверенных российских поставщиков, которые выпускают оборудование, способное дать фору западным аналогам. У нас выстроены отношения с многими российскими поставщиками, вендорами и производителями оборудования. И если мы видим, что решение полностью отвечает нашим потребностям, то внедряем его. За счет такой синергии можно успешно решить поставленную задачу в области импортозамещения.

—С помощью искусственного интеллекта?

— Разумеется. Сегодня главный вызов — не только для «Сбера», но и для всей отрасли — это трансформация создания ПО и обучение команд разработки новым подходам. Нам нужно научиться создавать подавляющее большинство наших решений в полуавтоматическом и даже автоматическом режиме с помощью технологий искусственного интеллекта. При этом есть направления с наибольшим потенциалом ИИ в импортозамещении: генерация и анализ кода для его отладки, автоматизированное тестирование и исправление ошибок, сбор технических требований и проектирование на основе обработки естественного языка и персонализированный пользовательский опыт.

— На днях вы сообщили, что «Сбер» к концу года планирует полностью завершить перевод своих автоматизированных систем в значимых объектах критической информационной инфраструктуры с иностранных СУБД. Какие еще ключевые решения вам удалось полностью заместить и какие планируете?

— «Сбер» уже много лет занимается импортозамещением ландшафта. На конец 2024 года наш IT-ландшафт будет более чем на 80% состоять из целевых импортозамещенных решений, включая собственную облачную платформу Platform V. Кроме того, нами было принято решение отказаться от зарубежной разработки Citrix в пользу отечественного решения, которое обеспечит виртуальные рабочие места для 150 тыс. сотрудников «Сбера». Для импортозамещения ERP-системы на базе SAP мы создаем несколько прикладных платформ по управлению финансами, закупками, недвижимостью и кадрами.

— «Сбер» создавал Platform V сначала под свои задачи, а потом предложил ее продукты рынку. В какой степени это повлияло на архитектуру решений на платформе?

— Platform V подходит для любой индустрии. Платформа уже несколько лет эксплуатируется в самых высоконагруженных условиях и соответствует самым высоким стандартам безопасности, надежности и производительности. В нее входит множество совместимых друг с другом продуктов, которые способны заменить сложные отраслевые решения. Например, платформа процессинга банковских карт собственной разработки уже позволила нам отказаться от отраслевого решения зарубежного вендора.

— Каких принципов стоит придерживаться компаниям, которые решают переориентировать созданное для себя решение для нужд рынка? Или, может быть, есть какие-то типовые ошибки?

— Создание универсального продукта сильно отличается от разработки под конкретного заказчика. В продукте для всего рынка нам нужно собрать пожелания множества потенциальных клиентов, определить необходимый функционал, проверить итог на соответствие универсальным требованиям. Собрать требования с одного заказчика и пройти с ним приемо-сдаточные испытания гораздо проще. К тому же рыночный продукт требует маркетинга и технического сопровождения на годы.

— Большие данные в финансовой сфере сегодня имеют решающее значение для бизнеса. Как использовать их наиболее эффективно и каких результатов можно добиться?

— У любого бизнеса две задачи: увеличить доходы и снизить затраты. Большие данные эффективны и для того, и для другого. Их применяют в финансах, телекоме, ритейле, девелопменте, агропроме и других отраслях. Находясь в основе предиктивных моделей и рекомендательных систем, они помогают банкам привлекать новых клиентов, увеличивать средний чек и число продуктов на одного клиента. Использование больших данных в операционных процессах — управлении очередями, загрузке персонала, логистике — сокращает затраты. А ведь даже 1% экономии на больших масштабах дает миллионы рублей. По прогнозу Ассоциации больших данных, объем рынка больших данных к концу этого года достигнет 380 млрд руб., а дополнительный эффект от их внедрения составит от 1 до 1,6 трлн руб.

— Одна из секций форума FINOPOLIS, в которой вы принимаете участие, посвящена будущему российских технологий. Как отечественные финансовые и другие организации могут сохранить и укрепить свое технологическое лидерство? Есть какой-то рецепт?

— Рецепт не скажу, но отмечу направления, на которых стоит фокусироваться. Это импортозамещение и использование искусственного интеллекта в операционных и бизнес-процессах, развитие собственных технологий, выявление лучших поставщиков на российском IT-рынке, сотрудничество с вузами и исследовательскими центрами, создание привлекательных условий труда и стимулирующих программ для привлечения лучших IT-специалистов, финансирование технологических стартапов, а также формирование гибких и адаптивных команд для решения сложных задач.

Интервью взяла Татьяна Исакова

Вся лента