Он политик, он так помнит
Мемуары Бориса Джонсона показались интересным чтивом
10 октября вышли политические мемуары Бориса Джонсона «Unleashed», которые оказались такими же, как их автор,— взбалмошными, острыми на язык и далеко не всегда правдивыми. А их продажи в очередной раз показали, что яркость и экстравагантность бывшего премьера Британии уже не интересны.
Поступившие на прошлой неделе в продажу мемуары бывшего премьер-министра Британии Бориса Джонсона, казалось, были обречены на фантастический успех. Ведь в них он раскрывал едва ли не самые страшные тайны. Он раскрыл тайну смерти королевы Елизаветы II (по его версии, у монархини была злокачественная опухоль костей). Он поставил в неудобное положение премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, сообщив, что тот чуть ли не лично установил «жучок» в туалете МИД Британии во время своего визита в Лондон в 2017 году. Рассказал о возможной морской спецоперации по изъятию вакцин AstraZeneca со склада в Нидерландах, потому что считал, что эти вакцины принадлежат Британии. Обвинил Эмманюэля Макрона в поощрении незаконной миграции через Ла-Манш, чтобы наказать Британию за «Брексит». Наконец, открыто посмеялся над Джо Байденом, рассказав, как в ходе одного из саммитов G7 подарил американскому президенту распечатанную фотографию из «Википедии» в обмен на дорогущие подарки делегации США.
Тем не менее мемуары недолго были главным бестселлером Amazon. Уже через пару дней «Unleashed» (название можно перевести как «высвобожденный» или «разнузданный») оказалась на седьмом месте по продажам онлайн-магазина, уступив кулинарной книге и детским рассказам о приключениях пингвина.
И это несмотря на масштабную рекламную кампанию, появления самого господина Джонсона в студиях разных телеканалов и громкий отзыв Daily Mail — «политические мемуары столетия». Впрочем, последнее неудивительно, ведь бывший премьер Британии до сих пор является колумнистом газеты.
Не столь ангажированная в пользу Джонсона пресса встретила его мемуары не просто прохладно, а практически разгромно. Так, например, либеральная The Guardian позволила себе назвать книгу «мемуарами клоуна»: «Там есть многое, на что стоит обратить внимание. И многое из того, что характерно для манеры письма Джонсона в целом. Тут и образ мяча-попрыгунчика (отсылка к одному из эпитетов, использованных самим Джонсоном в книге.— “Ъ”), и богатый словарный запас. Но есть также явная нечестность и ложь».
The Washington Post в своем обзоре пишет: «Книга похожа на бывшего премьер-министра: забавная, разочаровывающая и не совсем правдоподобная. По крайней мере, таково первоначальное мнение». Вашингтонская газета отмечает, что Борис Джонсон изо всех сил пытался в очередной раз привлечь к себе внимание публики. Вот только сам он «уже давно не влиятельная политическая фигура», а «его слова не имеют веса после того, как его сняли с должности члены его собственной партии».
Politico с нескрываемым удовольствием отмечает проблему, с которой столкнулись мемуары Джонсона: до европейских читателей книга доберется лишь к середине этой недели. А все потому, что сам Борис Джонсон когда-то выступал за выход страны из ЕС. «Книга еще не пришла, и это из-за "Брексита". Иронично»,— цитирует издание управляющего магазином британского ритейлера Waterstones в центре Брюсселя.
И только The Times, кажется, сочувствует автору мемуаров. Лондонская газета, конечно, как и коллеги из Politico, хорошо помнит, каким журналистом был сам Борис Джонсон.
В бытность корреспондентом The Daily Telegraph в Брюсселе Джонсон снискал славу благодаря теориям заговора и откровенно безумным историям.
Он уже тогда был евроскептиком и рассказывал читателям газеты о том, как ЕС хочет запретить британские колбаски, о том, что европейские бюрократы собираются установить допустимую кривизну бананов, и о том, что здание Еврокомиссии тайно планируют снести, потому что асбестовая облицовка делает здание слишком опасным для нахождения в нем. Но «Берлемон», как отмечает The Times, до сих пор стоит, а все прочие истории Джонсона — глупость и откровенный вымысел, без которых он не мог обходиться, даже будучи уже премьер-министром и главой МИД Британии.
Но, несмотря на все это, газета с досадой замечает: «Самые ярые из многочисленных недоброжелателей Джонсона не в состоянии даже признать его выдающийся интеллект. Он знает несколько языков, в том числе древнегреческий. Его любовь к классике совершенно искренна. Наедине с собой он более чем способен применить к себе тот же интеллектуальный анализ, что и к трудам Эсхила или речам Перикла. И все же на публике, а эта книга является публичным документом, тон задает эпиграф — "Hasta la vista, baby" из "Терминатора 2: Судный день"». И в этом весь Борис Джонсон.