«Владимир» роет в одиночестве
Строительство метро в Нижнем Новгороде может затянуться на год
Дума Нижнего Новгорода заслушала отчет о ходе строительства трех новых станций метро по контрактам общей стоимостью 54,9 млрд руб. По словам представителя заказчика Главного управления по строительству метрополитена, мостов и дорожной сети Нижнего (ГУММиД) Андрея Левдикова, на площади Свободы почти завершен вынос коммуникаций, а проходческий щит проложил 600 м одного тоннеля с Сенной площади до торгового центра «Шоколад». В Сормовском районе в конце года начнется подготовка стройплощадки. Пока сроки работ по контрактам остаются прежними, но не исключено, что из-за непрогнозируемых ранее сложностей с выносом сетей могут затянуться минимум на год. Как выяснил „Ъ“, подвешенным остается вопрос с пуском второго щита, приобретенного в Китае, — это оборудование не прошло сертификацию в РФ и не может пока использоваться.
Директор ГУММиД Нижнего Новгорода Андрей Левдиков на заседании транспортной комиссии гордумы доложил депутатам о текущей ситуации в строительстве новых станций метро. В Нижнем Новгороде одновременно проектируется и строится участок Автозаводской линии метрополитена до площади Сенной. Стоимость строительства двух станций метро на площади Свободы и площади Сенной и тоннелей составляет 35,5 млрд руб.
По словам Андрея Левдикова, из суммы контракта генподрядчику АО «Моспроект-3» перечислили 17,8 млрд руб. Сейчас идет проходка правого тоннеля метро — щит «Владимир» прошел порядка 600 м от площади Сенной.
«Сейчас щит в районе ТЦ "Шоколад", сделан технологический перерыв для обустройства фортшахты и в ближайшее время продолжим работы по проходке тоннеля до Свободы», — рассказал представитель заказчика.
По его словам, на площади Свободы почти закончены сложные работы по выносу сетей, в том числе по перекладке теплотрассы. Сейчас идет строительство «стены в грунте», ограждающих конструкций приемочного котлована, в который будет выходить щит «Владимир».
По-прежнему простаивает строительство на улице Горького. Метростроители ждут из Госэкспертизы технических решений, касающихся близлежащего многоквартирного дома с пристроем в виде медицинского центра. При сооружении котлована по дому пошли трещины, и в начале 2024 года работы пришлось остановить. «Как только экспертиза нам подтвердит, что расчеты и предложенные мероприятия по усилению конструкций помогут не допустить дальнейшего отклонения здания, мы возобновим работу. В данном случае спешить не надо — лучше один раз все правильно сделать, чтобы потом не переделывать. Поэтому на Горького пока стоим», — рассказал Андрей Левдиков. Он уточнил, что 10 из 14 этапов проектно-сметной документации по строительству участка Автозаводской линии прошли через Госэкспертизу, по ним получены разрешения на строительство.
По второму контракту на продление Сормовско-Мещерской линии стоимостью 19,4 млрд руб. «Моспроекту-3» выдали аванс на 865 млн руб. «Все техусловия по выносу сетей получены, договоры заключены, сейчас ведутся изыскательские работы. Предварительно рассчитываем в конце этого года — начале следующего выйти на предварительный этап по ограждению стройплощадки и выносу инженерных коммуникаций», — рассказал Андрей Левдиков.
Депутаты — члены комиссии решили в ноябре проинспектировать стройплощадки метро и заслушать очередной доклад о состоянии дел в первом полугодии 2025 года.
Пока сроки завершения строительства в Нижнем Новгороде трех станций метро с перегонными тоннелями не переносились: по продлению Автозаводской линии это конец 2025 года, по Сормовско-Мещерской — конец 2026 года, сообщил Андрей Левдиков.
Однако метростроевцы столкнулись со сложностями, влияющими на график исполнения работ, в первую очередь из-за большого количества неучтенных коммуникаций: пришлось искать их собственников и подключать ресурсоснабжающие организации для перекладки. В разговоре с «Ъ-Приволжье» Андрей Левдиков предположил, что полное понимание по срокам появится, когда муниципальный заказчик получит из Госэкспертизы проектную документацию по основным этапам строительства станционных комплексов и инженерному оборудованию станций.
Он «чисто субъективно» предположил, что с учетом непредвиденных сложностей четыре года на проект может не хватить, и пять лет выглядят более реальным сроком. Директор ГУММиД также добавил, что пока не понимает, почему генподрядчик не запустил второй щит для проходки левого тоннеля с Сенной площади.
Ранее предполагалось, что как только первый щит «Владимир» пройдет первые 200–300 м, вслед ему пойдет второй щит, параллельно прокладывая еще один тоннель. Собеседник «Ъ-Приволжье» в Нижегородском кремле пояснил, что «Моспроект-3» приобрел китайский щит, и на него была разработана проектная документация. При этом тоннелепроходческий комплекс еще не сертифицирован в РФ, и его нельзя использовать.
«С учетом пертурбации и смены руководства подрядчика про это просто забыли. А теперь может выйти так, что одним щитом "Владимир" оба тоннеля быстрее получиться сделать», — добавил источник.