«Кадровая проблема сейчас — номер один»

Мэр Новосибирска о том, как решаются главные задачи городского хозяйства

16 апреля 2024 года Максим Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска, избранным по итогам конкурса. Глава города рассказал «Ъ-Сибирь» о том, какие проблемы мегаполиса удалось решить за прошедшие полгода, а к каким еще только предстоит приступить.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

— Вы формируете свою команду и в руководство мэрии приходят новые люди. Они принимают предложения поработать в городской администрации с готовностью или, по большей части, их приходится уговаривать, учитывая сложность задач?

— Формирование команды продолжается, но уже принято достаточно большое количество ключевых решений. Из семи заместителей мэра к работе приступили четверо новых вице-мэров. Среди глав районов также идет обновление. Из восьми руководителей районного звена трое — это уже новые менеджеры в Центральном, Октябрьском и Дзержинском районах.

Идут и структурные изменения. В частности, управление контрольно-ревизионной деятельности переподчинено мэру напрямую. Убежден, что эту информацию мэр должен получать первым, а потом уже принимать управленческие решения.

Часть изменений структуры идет при взаимодействии с горсоветом. Например, разделение дорожно-транспортного департамента на два – дорог и транспорта. У нас очень большие проекты и нерешенные задачи именно в этом департаменте, здесь сконцентрирована основная проблематика города. Предварительно мы провели консультации с комиссиями горсовета, и в самое ближайшее время будем выносить вопрос на сессию. Надеемся на понимание и поддержку депутатов.

Стоит также добавить, что мы выработали принцип единоначалия в районных администрациях. То есть, теперь все ресурсы и компетенции находятся непосредственно у глав районов. Мы переподчинили им ДЭУ - там, где этого не было сделано раньше. Если у главы района есть люди, ресурсы и спецтехника, то он должен полноценно нести ответственность за все, что происходит на вверенной ему территории и в плане уборки, и в других процессах. А когда жители будут обращать внимание на то, что на каких-то территориях не так чисто, как хотелось бы, то именно он должен будет принимать меры для исправления ситуации.

— В процессе конкурса на пост мэра и сразу после него Вы заявляли о необходимости, в первую очередь, почистить город. Что показали первые предпринятые мэрией под Вашим руководством усилия в этом направлении? Можно ли решить эту задачу в принципе и, если можно, то какие финансовые и организационные решения необходимы?

— Качественная уборка города — это сочетание трех вещей: дорожные рабочие, которые выходят каждое утро на уборку, техника, а также стандарты и регламенты, по которым вся эта система функционирует. Когда мне было оказано доверие и я стал мэром, дорожных рабочих у нас было в 2,5 раза меньше, чем положено по нормативному расчету. Первое, что мы сделали, посчитали сколько их в принципе должно быть, чтобы качественно убирать город. Поддержку в финансировании оказало областное правительство.

Работники ручного труда делятся на две категории: дорожные рабочие (кто работает непосредственно на полотне дороги) и те, кто убирает остановочные павильоны и мусор, чистит парки и скверы, стрижет газоны. Сейчас мы этот персонал набираем в соответствии с нормативами.

Что касается спецтехники, то мы потратили на нее более 2 млрд руб. Все конкурсы проведены, 103 единицы уже закупили и часть этой техники начинает поступать. Окончание поставок ожидается в ноябре этого года. Еще девять единиц мы докупаем дополнительно. Это специализированная роторная техника.

Профильный департамент провел большую работу, чтобы прописать стандарты и регламенты на каждый вид уборки, комплексность этих работ (с учетом уборки тротуаров, дорожных знаков, остановок). Провели с главами районов и представителями дорожной отрасли семинар, чтобы обсудить, как двигаться дальше. Сейчас нам остается добрать работников до оптимального количества и начинать шлифовать процессы, определенные нашими стандартами. В дальнейшем намерены привлекать к этой работе управляющие компании, социально ответственный бизнес. Это уже происходит, потому что бизнес с пониманием относится к проблеме и убирает и свою территорию, и прилегающую муниципальную.

— Пыль в последние годы вызывает особенное негодование новосибирцев. Собирались совещания с участием ученых, чтобы понять, откуда она берется в таком количестве. Какой версии о происхождении пыли Вы придерживаетесь?

— Причин образования пыли несколько. В первую очередь, это качество песка, которым мы посыпаем дороги зимой против гололеда. Он у нас не всегда качественный. Это речной песок с большой фракцией ила. Когда снег сходит, он высыхает и превращается в те облака, которые видят горожане. Во-вторых, это строительная техника, которая выходит со стройплощадок с грязными колесами. Конечно, мы сами, горожане, тоже становимся причиной, когда заезжаем автомобилями на газоны, особенно в дождливую погоду. Наконец, ненормативное состояние газонов. При проливных дождях грунт с них вымывается на дороги.

Зная эти причины, мы работаем по каждому направлению. Главное, чтобы пыли не было, ее надо убирать. Есть нормативы, с какой периодичностью дорожные рабочие и спецтехника должны проходить по улице, чтобы ее вычистить. Весной у нас были места, где слой грязи составлял несколько сантиметров. Сейчас проблема есть, но она существенно меньше.

В соцсетях проблема с пылью очень живо обсуждается, и мы видим, что негативных публикаций становится меньше. Когда мы делали соцопросы по пыли, это была одна из двух основных проблем (вторая — состояние дорог) в тот момент, когда я стал мэром. По дорогам вопросы остаются, жителей это беспокоит. Но пыль ушла даже не на второй, а на третий план. Это один из барьеров, которые удалось преодолеть.

— Продолжим экологическую тему. Считаете ли Вы использование бурого угля на ТЭЦ экологической проблемой для Новосибирска?

— Недавно мы запускали систему отопления, пришлось погрузиться в тонкости этой многоуровневой задачи. У нас четыре больших ТЭЦ, две из которых работают на каменном угле, две — на буром. Одномоментно перевести их на газ невозможно. Технология производства тепла рассчитана именно на уголь. На нынешнем этапе это технически нереализуемая задача. Но я могу отметить, что за этими структурами ведется очень жесткий надзор по выбросам, производству работ, наличию санитарных зон.

Могу сказать также, что выбросы от сжигания угля — это не основной источник загрязнения атмосферы в Новосибирске. Основной — это все-таки автомобили. Многие мегаполисы идут по технологии локальных котельных, когда газ подводится к небольшому микрорайону, и дальше тепло генерируется непосредственно там. У нас система отопления иная.

— Еще одна беда Новосибирска — состояние ливневок. Один журналист в Красноярске, где дела обстоят примерно также, написал про ливневки в своем городе: «Пять губернаторов, четыре мэра и ничего, просто ровным счетом ничего не поменялось». В Новосибирске что-то может поменяться?

— Изменить можно все, что угодно, было бы желание. Первое, что надо сделать, — это признать, что качество и состояние ливневок и канализации в городе не на высшем уровне. Надо сделать полную инвентаризацию и понять, где не работает существующая ливневка. Бывает, что из-за одного небольшого продавливания не работает большой участок в 50-100 м. После инвентаризации надо выделить средства, и там, где имеют место заиливание канализации или заломы, привести ее в нормативное состояние. Поэтому на следующий год мы будем закладывать средства в бюджете на эти цели. Как на текущее обслуживание существующей канализации, так и создание новой.

Во-вторых, у нас сейчас в стадии строительно-монтажных работ находятся шесть объектов по ливневой канализации, которые по разным причинам не реализуются в полном объеме. Надо эту работу завершить. Там есть отклонения от проектно-сметной документации (ПСД), где-то нужны дополнительные канализационно-насосные станции.

И третье: когда мы выдаем технические условия на строительство каких-то объектов, надо обязательно учитывать ливневую канализацию. Тогда комплексно и системно мы начнем эту ситуацию выправлять.

Добавлю, что есть и новые технологические решения. Когда, например, газоны строят ниже полотна дороги, и после проливных дождей вода уходит на эти газоны, а потом в грунт. Это серьезно упрощает работу самой ливневой канализации. Такие решения тоже рассматриваем, и при проектировании новых микрорайонов, улиц, будем их применять.

Кстати, в этом году выделили 45 млн руб. на три района на пилотный проект по газонам — Советский, Первомайский и Дзержинский. Там модернизировали уже давно построенные газоны: выставили бордюрные камни, завезли новый грунт, засеяли новую траву. По итогам года посмотрим, насколько это повлияет на состояние дел с пылью, безопасностью и т. д. Если опыт окажется успешным, будем его тиражировать.

— Насколько критичен дефицит кадров в муниципальных службах и организациях Новосибирска? В самой мэрии и районных администрациях, на муниципальном транспорте и т. д.

— Кадровая проблема сейчас — номер один. Из всех задач, которые стоят перед мэрией, я бы ее выделил. У нас есть дефицит кадров в самой мэрии, в строительном департаменте, в транспортном, в блоке экономики, в финансовом, в блоке IT. Есть такая проблема в районных администрациях. Мы не можем взять с рынка специалиста за 200-300 тыс. руб.

Есть дефицит в рабочих профессиях. Уже говорили о дорожных рабочих. По ним мы примерно месяц назад приняли достаточно хорошее, как мне кажется, решение - увеличить зарплату, чтобы люди рабочих профессий получали не меньше 60 тыс. руб. в месяц. До этого оклады были существенно меньше, и по этой причине мы не могли укомплектовать штат. Сейчас финансовое решение нашли и людей набираем.

По водителям автобусов уровень комплектования у нас сегодня составляет 83%, по трамваям — 82%.

Остро стоит вопрос в системе среднего образования. У нас по этому году дефицит учителей составлял 550 человек. 200 человек мы заместили из вузов, но, тем не менее, разрыв существует.

Есть вопросы и в социальной сфере. Решаем проблемы при взаимодействии со службами занятости, с учебными заведениями. Надо еще раз системно посмотреть на среднее профессиональное образование, поднимать престиж и зарплату в рабочих профессиях.

— Может ли город обойтись без притока иностранных рабочих или, наоборот, его надо увеличивать?

— Мы идем от задачи. Если понимаем, что для комфортной уборки города нужны 400 дорожных рабочих, то решаем задачу путем подбора персонала. Мы не выстраиваем приоритеты — иностранные это рабочие или наши. Главное — надо задачу решить и, конечно, с притоком иностранного контингента сделать это будет проще. Новосибирск открыт для людей всех национальностей. Если под «наши знамена» встанут люди из-за рубежа для того, чтобы решать вопросы городского хозяйства, то я в этом вижу только плюсы.

— Еще до проведения конкурса на пост мэра экспертный совет при главе города рекомендовал принять порядок заключения соглашений с застройщиками об их отчислениях на строительство школ и детсадов в размере 5 тыс. руб. с квадратного метра жилой площади. Каково Ваше отношение к документу? На какой стадии сегодня находится его разработка?

— Эта технология называется комплексное развитие территории (КРТ). Она определена федеральным законодательством, и от обсуждения мы давно уже перешли к реализации. 5 тыс. руб. — цифра весьма условная, она рассчитывается интегрально.

При реализации проекта в Новосибирске каждая строительная компания с каждого квадратного метра должна сделать социальные отчисления. В первую очередь, они идут на строительство детских садов и школ, и это обязанность застройщика. Если застройщик готов строить микрорайон с большим количеством домов, то на этом этапе он должен предусмотреть строительство социальных объектов. Это могут быть парки, дороги, школы.

У нас большое количество социальных объектов строится именно по этой методике. У застройщика есть право выбора: он может построить школу сам и сдать ее нам, либо сделать отчисления в специализированный фонд. Если же в планах строительства, например, только один многоэтажный дом, то застройщик должен сделать взнос на КРТ, а мы должны запланировать школу рядом либо убедиться в том, что школьных мест достаточно. В последнем случае эти деньги уйдут в другой микрорайон на строительство соцобъекта, необходимого по нормативу. Строительная отрасль эти правила приняла.

— В ряде городов, например, в Красноярске, реализация проектов КРТ вызвала скандалы, связанные с тем, какое жилье предлагают застройщики обитателям домов, подлежащих сносу. Что будет делаться для того, чтобы избежать подобного развития событий?

— Начну с того, что в Новосибирске около 500 домов признаны ветхими и аварийными. Раньше действовала федеральная программа, которая позволяла с использованием федеральных средств расселять жителей таких домов. Сейчас идет проработка возможности создания еще одной аналогичной программы, но это пока на стадии обсуждения. Механизм КРТ же позволяет часть этой задачи решать уже сейчас, не привлекая бюджетных средств вообще, поскольку застройщик расселяет такие дома за свой счет. В этом году мы таким способом расселили 39 ветхих и аварийных домов. В следующем году планируем расселить еще 46 домов.

Да, есть вопросы у жителей частных домов, когда застройщик приобретает право на КРТ на участке с частным сектором. Здесь, согласно действующему законодательству, застройщик сам урегулирует вопросы переселения или компенсации жителям. По закону, участие мэрии в этом процессе не просматривается. Это вопрос дискуссионный. Застройщики призывают к тому, чтобы мы погружались в этот процесс, и население к этому готово. Если будет изменение на федеральном уровне, то мы готовы к этой задаче подключаться.

— В соседнем Томске основные полномочия в области строительства и земельных отношений переданы с муниципального на региональный уровень. Возможно и целесообразно ли подобное решение в Новосибирске?

— На данном этапе считаю, что нет. Новосибирск — это огромный мегаполис. Очень много процессов проходит на «земле», когда очень быстро надо принимать решение, реагировать на изменение ситуации. Число нормативных документов каждый день исчисляется десятками. Поэтому я считаю, что строительная функция должна быть в структуре мэрии.

Но взаимодействие с областным профильным министерством должно быть более тесным. У нас есть вопросы с проектированием, и это не секрет. По ряду проектов мы несем имиджевые риски, потому что объекты не вводятся в строй вовремя из-за некачественной проектно-сметной документации. На уровне области эта компетенция более выражена. Поэтому интеграция на уровне проектирования, наверное, оправдана. В дальнейшем же мы сами справляемся с теми задачами, которые определены федеральным законодательством.

— Станция метрополитена «Спортивная» вместо того, чтобы войти в строй, вошла в городской фольклор. Между тем появляются сообщения о готовности властей продолжить строительство метрополитена. Насколько это реально? И насколько реален интерес к этому процессу China Railway Tunnel Group, с которой уже установлены контакты?

— Давайте посмотрим на вопрос шире. Развитие подземного рельсового транспорта вообще — это одна из приоритетных задач мэрии. Сейчас мы выходим на проектирование одной станции на Дзержинской линии, объявим конкурсные процедуры на проектирование в течение месяца. Хорошую работу в этом году удалось провести по модернизации составов при помощи финансирования с областного уровня. Мы уже провели конкурс по закупке трех пятивагонных составов по лизинговой схеме, и один состав мы берем напрямую у завода-производителя.

Да, мы проводили серию переговоров с потенциальными подрядчиками, в том числе и зарубежными. По проектированию на «Технопроме» подписали меморандум о намерении с белорусской компанией «Минскметропроект». Есть компетенции в этой плоскости в Москве, Санкт-Петербурге. China Railway — крупнейшая компания с мировым именем. У нее много реализованных проектов в разных странах. На этапе строительства метро мы рассматриваем эту компанию, как одного из претендентов, и, если победит на конкурсе, то будем рады ее видеть. По законодательству, у иностранного партнера должно быть представительство в России. У China Railway такое подразделение есть.

Что касается «Спортивной», то первый проект был разработан и прошел экспертизу в 2019 году. Но строительство станции шло с большими отклонениями от проекта. Подрядчик не справился со своими задачами, мы уже расторгли с ним договорные отношения. Сейчас приводим в соответствие с отраслевыми нормами и стандартами ту работу, которая уже выполнена. Часть работ приходится переделывать. Это очень тяжело, поскольку делать проект с чистого листа гораздо проще, чем вносить изменения в уже существующую документацию, и уже построенные сети. Сейчас интенсивно устраняем замечания Главгосэкспертизы. Полагаю, что закончим эту работу к началу декабря. Тогда еще раз подадим документы на прохождение экспертного контроля. Готовность станции очень высокая, но эти шаги надо сделать, чтобы запустить ее в эксплуатацию.

— Несколько крупных проектов в сфере благоустройства были начаты до того, как вы стали мэром. Например, обустройство берегов Каменки, Ини. Будут ли в них вноситься изменения, или с проектами все в порядке и они идут своим чередом?

— В этом году нам удалось реализовать несколько проектов. Завершили работы в Первомайском сквере. Окна мэрии выходят прямо на него, так что все проблемы и ход работ можно было контролировать ежедневно. Вовремя введен сквер Героев Донбасса в Октябрьском районе, сквер Екатерины Дмитриевны Филимоновой.

На Каменке, к сожалению, подрядчик не справился с поставленными задачами, крайне неэффективно вел работы. Мы судились и договор расторгли. Понятно, что этот парк никто не бросит, в следующем году будем доделывать. Сейчас еще раз анализируем ПСД, чтобы в 2025 году выделить средства и завершить работы. Там еще необходимо сделать ливневую канализацию, чтобы вода не размывала уже построенный объект. Есть вопросы и по проекту набережной на Ине. На этапе проектирования подрядчик обязательства не исполнил. Мы договор расторгли и тоже будем к этим вопросам возвращаться.

В целом по благоустройству хотелось бы выстроить процессы так, чтобы проекты у нас не западали, а реализовывались своевременно. Зимой будем эти процессы отстраивать.

— Вопрос, которым многие новосибирцы задаются каждое лето. Центральный пляж в Академгородке остается образцом неустроенности, неспособности к организации пространства для отдыха вообще. Несколько лет в мэрии говорили о том, что ведутся переговоры с СО РАН о передаче пляжа муниципалитету. Есть какая-то перспектива в решении этого вопроса?

— Это уникальный природный объект с прекрасным ландшафтом. Да, вопрос с пляжем в Академгородке долгое время обсуждался. Сейчас эта территория федеральная. Был вариант с реализацией проекта на федеральных землях, но крайне затруднительно строить на них муниципальные здания. Сейчас решение выработано — СО РАН готово передать эти территории в муниципальную собственность, чтобы мы их приняли и полноценно благоустраивали. Мы готовы подойти к этой задаче комплексно.

Есть идеи и дизайн-проект в его начальной стадии, предполагающий обустройство пляжа с кафе, местами для занятия спортом, парковкой. Мы работу ведем, но передача земли с федерального уровня на муниципальный — задача очень сложная, многоуровневая. Даже в нашем случае, когда речь идет о безвозмездной передаче. Поэтому изыскиваем необходимый алгоритм. Сроки пока не буду называть, но рабочая группа мэрии активно включилась в этот процесс вместе с областным правительством. Под руководством губернатора Андрея Травникова прошло совещание по этому вопросу, на котором присутствовали все заинтересованные стороны. Есть поручение, есть протокол.

Убежден, что в городе надо делать пляжи. Как в Академгородке, так и в районе Октябрьского моста, и на других территориях.

— Еще один вопрос, который обсуждается годами. У каждого крупного города есть пешеходная зона. Можно все-таки улицу Ленина сделать пешеходной или уже нет?

— Я много размышлял над этим вопросом, разговаривал с экспертами, обсуждал с коллегами. Новосибирск становится одним из самых туристически привлекательных городов России. Турпоток в наш город растет. По его динамике мы опережаем такие традиционные «туристические» регионы, как Республика Алтай или Республика Хакасия.

Поэтому место для комфортного пребывания туристов в нашем городе обязательно должно быть. Мы долго рассуждали, где именно. Пока сходимся во мнении, что это улица Ленина.

Здесь огромное количество плюсов. Но понятно, что нельзя сделать улицу пешеходной, просто перекрыв ее бетонными блоками. Здесь надо подойти системно: отремонтировать фасады, сделать хорошее освещение, предусмотреть малые архитектурные формы и др. Бизнес считает, что ничего плохого в этом нет, потому что выручка точно вырастет. Мы отрабатывали вопрос с Сибирским государственным университетом путей сообщения, у которого есть компетенция в организации транспортных потоков. Там подтвердили возможность такого решения.

В первом приближении надо сделать дизайн-проект. Этой работой планируем заняться в следующем году. Намерение это делать — есть. Пока рассматриваем два сегмента: от площади Ленина до улицы Советской, и от Советской до улицы Урицкого. Но не исключено, что будут какие-то другие решения. Надо учесть мнение горожан, которые там проживают.

Интервью взял Валерий Лавский

Вся лента