Банкротства демонстрируют перспективы роста

Количество несостоятельных компаний в Петербурге за год выросло на 38%

По итогам третьего квартала и девяти месяцев 2024 года Санкт-Петербург остается в тройке регионов РФ, лидирующих по количеству обанкротившихся юрлиц. Число несостоятельных компаний за январь — сентябрь выросло на 38%, с 339 до 471. Банкротство физических лиц прирастает более низкими темпами, что юристы объясняют стабилизацией после пикового роста несостоятельности граждан пару лет назад. До конца года рост банкротств продолжится, предупреждают эксперты, хотя, возможно, и не до критичных размеров.

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

По данным «Федресурса», среди регионов РФ за девять месяцев года по количеству сообщений об открытии конкурсных производств в отношении юрлиц и крестьянско-фермерских хозяйств Петербург занял третье место с показателем 471 банкротство. В аналогичном периоде прошлого года показатель был равен 339 банкротствам. На первом месте по-прежнему находится Москва (1446 банкротств против 1172 в январе — сентябре 2023 года), на втором — Московская область (592 банкротства против 359). В Ленинградской области за девять месяцев года количество компаний-банкротов увеличилось за год с 26 до 54 юрлиц и крестьянско-фермерских хозяйств.

В третьем квартале 2024 года прирост несостоятельных компаний в Петербурге превысил 32% и вырос с 141 до 183 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Ленобласти показатель достиг 17 юрлиц, увеличившись с третьего квартала 2023 года с 13 организаций. Количество сообщений «Федресурса» о введении судами реализации имущества в отношении физлиц и индивидуальных предпринимателей в третьем квартале увеличилось на 28%, с 2788 до 3596. За январь — сентябрь прирост показателя составил 16%, с 8087 физлиц, признанных банкротами, до 9397. В Ленинградской области количество граждан и ИП, признанных несостоятельными, в третьем квартале выросло за год менее чем на 1%, с 529 до 578, а за девять месяцев года — менее чем на 2%, с 1503 до 1793.

Число сообщений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства петербуржцев увеличилось в третьем квартале с 70 до 104, а за девять месяцев — с 229 до 336. В Ленобласти в третьем квартале банкротами во внесудебном порядке были признаны 69 человек (год назад показатель был равен 21), а за январь — сентябрь 2024 года — 178 граждан (за аналогичный период прошлого года таких физлиц было 69).

Юристы констатируют, что число банкротств соответствует численности зарегистрированных в том или ином регионе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и проживающих в нем физлиц. Учитывая, что Москва, Московская область и Санкт-Петербург выделяются на общефедеральном уровне наиболее высокой численностью населения и деловой активностью, количество банкротств в них по умолчанию всегда будет выше.

Председатель совета Союза арбитражных управляющих «Национальный центр реструктуризации и банкротства» (Союза АУ НЦРБ) Валерия Герасименко отмечает: нужно учитывать, что в целом по стране в большинстве регионов количество компаний-банкротов стало больше. «Ситуация с банкротствами компаний в Петербурге не отличается от общих тенденций, связанных с экономической ситуацией: ростом ключевой ставки, удорожанием кредитов, санкционными ограничениями. Все это увеличило долговую нагрузку юридических лиц»,— объясняет юрист.

То, что третий квартал продемонстрировал самую большую динамику по росту несостоятельных компаний, эксперты связывают с несколькими факторами.

«Третий квартал — летний. То есть это период, на который приходится спад деловой активности, сфера услуг и торговля также переживают спад. Соответственно, если у предпринимателей и организаций возникают проблемы с финансами, в этот период они усугубляются. Если же говорить о физлицах, то найти работу летом, как правило, также сложнее, поскольку рынок труда также проседает»,— рассуждает партнер экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Валерий Величко, юрист Forward Legal, говорит, что в банкротной сфере можно наблюдать некоторую сезонность, что следует из статистики. «Я думаю, это связано со сдачей финансовой отчетности в ИФНС, окончанием отпусков, повышением ключевых ставок, а в этом году, несомненно, с повышением госпошлин»,— перечислил возможные причины господин Величко.

По статистике введения процедур наблюдения по прошлому году и началу этого можно увидеть, что в четвертом квартале 2023 года количество наблюдений составило 1978, а в первом квартале 2024 года — 1732, обращает внимание госпожа Герасименко. Если учесть, что срок процедуры наблюдения составляет 6–10 месяцев, то открытие конкурсных производств как раз приходится на третий квартал. «Понятия сезонности как таковой нет, особенно после последовательных мораториев, которые были у нас с 2020 года»,— замечает председатель совета Союза АУ НЦРБ.

Спад личных банкротств физических лиц господин Величко связывает с тем, что данная практика применяется уже более восьми лет, и Петербург прошел свои пики в 2021–2022 годах. Незначительный рост в судебной процедуре банкротства граждан, по мнению госпожи Герасименко, свидетельствует об ухудшении финансового состояния населения. «При этом нужно отметить, что уменьшение количества внесудебных банкротств не свидетельствует об улучшении финансового состояния граждан. Скорее, это показатель того, что информационный пик законодательных изменений в области внесудебного банкротства пришелся на 2022 и 2023 годы. Сейчас ситуация стабилизировалась»,— уточняет она.

Юрист Forward Legal дает оценку, что третий квартал стал началом «банкротного» сезона и до конца года количество дел традиционно будет увеличиваться. Господин Жарский, напротив, полагает, что третий квартал не является показательным. «Пик роста заявлений о банкротстве приходится на конец года, и пока что я не вижу какого-то критического роста показателей. Сейчас можно лишь предположить, что и в четвертом квартале, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, мы увидим повышение числа заявлений, но вряд ли критичное, если в экономике не произойдет никаких новых потрясений»,— прогнозирует эксперт Veta. Единственный негативный фактор, который совершенно определенно повлияет на статистику банкротств,— просадка ипотечного рынка вследствие прекращения действия программ льготной ипотеки для значительной части категорий населения и роста ставок, предупреждает господин Жарский. «Предположу, что новых проектов в сфере жилого строительства будет все меньше, что может создать волну банкротств застройщиков, производителей и импортеров стройматериалов, строительной техники, подрядных и субподрядных организаций. Но, скорее всего, последствия спада на ипотечном рынке мы увидим не раньше следующего года, поскольку сейчас все еще реализуются ранее начатые девелоперами проекты»,— добавляет он.

Валерия Герасименко также ожидает, что до конца года динамика сохранится. «Количество банкротств организаций увеличится, судебных банкротств — тоже, а вот внесудебные уже не вырастут»,— считает она.

Александра Тен

Вся лента