Салават Юлаев сходит с пьедестала
В Уфе готовятся реставрировать главный символ республики
Проект реставрации памятника Салавату Юлаеву прошел государственную историко-культурную экспертизу. Акт по ее результатам опубликован для проведения антикоррупционной экспертизы. После этого мэрия Уфы объявит конкурс на реконструкцию и реставрацию объекта. Ранее «Ъ-Уфа» сообщал, что стоимость работ оценили более чем в 300 млн руб. Реставрацию проведут в здании мастерской. Для этого конную статую придется снять с основания, частично демонтировав ее элементы. Башкультнаследие рассчитывает, что реставрация начнется в конце года.
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Башкирии опубликовало акт государственной историко-культурной экспертизы по проекту реставрации памятника Салавату Юлаеву в Уфе. Документацию разработало казанское АО «ТСНРУ», экспертизу провели сотрудники санкт-петербургского ООО «С. П. Бург и партнеры».
Памятник Салавату Юлаеву является объектом культурного наследия федерального значения. Его создал Сосланбек Тавасиев. Чугунный памятник высотой около 10 м и весом около 40 т был открыт в ноябре 1967 года. Летом 2020 года, после внеплановой проверки Башкультнаследия, мэрию Уфы оштрафовали на 200 тыс. руб. за ненадлежащее состояние объекта.
Проектировщики пришли к выводу, что скульптура и ее конструктивная часть находятся «в недопустимом и аварийном состоянии». Ранее об этом заявляли и в Башкультнаследии.
Предусмотренные в проекте работы позволят сохранить облик конной скульптуры со всадником, восстановив утраченный элемент упряжи — «нагрудник в форме кованой бляхи из двух сердец, украшенных геометрическими узорами». «ТСНРУ» предложило реставрировать памятник в цеховых условиях, сняв его с постамента и переместив в специально подготовленное оборудованное помещение. Внутренний металлический каркас при этом будет заменен, а чугунную оболочку памятника сохранят в первозданном виде.
Кроме этого, скульптуре вернут исторический темно-серый оттенок: в 2005 году его выкрасили в зеленый цвет. Проектом также предусмотрено сохранение внешнего облика постамента, а также восстановление первоначальной формы кургана, исторически более узкого, с более острым углом наклона граней.
Как сообщал на прошлой неделе начальник Башкультнаследия Салават Кулбахтин, начать реставрацию планировалось в ноябре этого года, сметная стоимость работ оценивается в 300 млн руб. Администрация Уфы, которая отвечает за сохранение памятника, после согласования проектной документации в Главгосэкспертизе должна будет объявить торги по отбору подрядчика для проведения работ, которые должны продлиться не дольше года.
Как сообщил вчера «Ъ-Уфа» заместитель начальника Башкультнаследия Айнур Муслюмов, длительность, стоимость и время проведения работ станет известна после утверждения проекта. По данным господина Муслюмова, реставрация может начаться не ранее, чем в конце этого года. Подрядчику предстоит выполнить «уникальный ряд работ», подчеркнул замначальника Башкультнаследия.
«И я боюсь, что без специалиста — архитектора, даже скульптора — это будет невозможно. Вес памятника превышает 40 тонн. Это самая большая конная скульптура Европы, расположенная на трех опорных точках. Его историко-культурная ценность и уникальность как физического объекта неоспоримы»,— отметил Айнур Муслюмов.
«Мое мнение: памятник нужно реставрировать, причем немедленно. Самая большая проблема — передняя левая нога коня, которая отлита слоем чугуна тоньше, чем остальная статуя, — 14 мм вместо 20 мм. Кроме этого, есть крен постамента, он происходит в сторону левой ноги, отчего нагрузка на нее резко увеличивается», — прокомментировала руководитель строительной компании «БАДИ» Наиля Майорова, ранее занимавшаяся обследованием памятника и проектировавшая его реставрацию в 2019–2020 годах.
Скульптор, академик Российской академии художеств Салават Щербаков отмечает, что памятник — это уникальное произведение скульптуры, которому нет аналогов. Среди вопросов, которые предстоит решить реконструкцией, господин Щербаков назвал проблемы с фундаментом, геологические процессы, связанные с движением грунтов, тяжесть отлитой из чугуна скульптуры, замена каркаса, выполненного из черной стали, на нержавеющий. Реставрировать скульптуру, по его мнению, нужно в условиях цеха. «Если потребуется профессиональное участие нашего коллектива, мы готовы присоединиться к работе»,— добавил он.
Собеседник предположил, что на время реставрации на месте памятника было бы уместно разместить инсталляцию: «Есть варианты: сделать современную конструкцию — экран с изображением профилей скульптуры или временную композицию из полимера».