Контроль потребовал дополнительных затрат

Как изменились издержки бизнеса из-за проверок и профилактических визитов

Издержки предпринимателей от проверок выросли до 44 млрд руб. К таким выводам по результатам прошлого года пришли в Центре стратегических разработок. Несмотря на мораторий на плановые проверки, издержки бизнеса от взаимодействия с контрольными органами выросли на четверть по сравнению с 2022 годом, говорится в исследовании, в 2022-м эта сумма едва приближалась к 36 млрд руб. Выросло более чем на 4% и число таких мероприятий, достигнув 156 тыс. по итогам 2023 года.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

С чем связан рост издержек? Эксперт московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин объяснил, в каких сферах сохраняются плановые проверки. По его словам, траты предпринимателей увеличиваются из-за повышения зарплат: «Понятно, что к этим сферам относятся предприятия, где высокий риск нанесения вреда здоровью и безопасности граждан. К примеру, в сфере общественного питания проходят проверки на соответствие санэпидемиологическим нормам. Если мы говорим про какие-то объекты с повышенными требованиями к безопасности, соответственно, там тоже уровень контроля выше, например, на теплоэлектростанциях.

Нужно посмотреть структуру этих издержек. В данном случае основной удельный вес в увеличившихся затратах.

Это затраты на персонал, который отвлекается на проведение контрольных мероприятий (это порядка трех человек) и подготовку документов. Плюс уровень зарплат вырос очень существенно. Еще один момент — это уровень инфляции, который тоже отразился на цифрах».

В Центре стратегических разработок подчеркивают, что в прошлом году на каждую проверку организация тратила в среднем 175 тыс. руб. Увеличилось в два раза и количество профилактических визитов, по результатам которых предприятие получает не штраф, а предупреждение и может исправить недочеты. Чаще всего такие мероприятия проводятся в сфере общепита и торговли пищевой продукцией.

Во время профилактических визитов бизнес не может не уделять время контролирующим органам, объясняет глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов: «Предостережение может быть выдано просто по факту нарушения или по факту обнаружения нарушения в информационной системе. Тогда, по сути, никакого взаимодействия с сотрудниками не осуществляется. Если мы говорим про профилактический визит, то да, нужно приходить на предприятие, общаться, выделять сотрудника или сотрудников, которые будут это слушать.

Здесь надо понимать, что сам бизнес выступал за такой формат взаимодействия. Если начать разбирать все виды контрольных мероприятий (плановые, внеплановые, контрольные, мониторинговые закупки), они в некоторых случаях могут быть даже менее затратными для бизнеса с точки зрения дополнительных издержек. Возможно, здесь речь идет именно о том, что ряд профилактических мероприятий требует большего вовлечения бизнеса.

Поскольку самих проверок стало на порядок меньше, издержки бизнеса, наоборот, в этой части сокращаются. Если мы говорим о подготовке к профилактическому мероприятию, то, наверное, если предприниматель согласовал такой визит, он постарается привести свою деятельность в соответствие с обязательными требованиями. Но тут мы изначально исходим из неправильной предпосылки, потому что все обязательные требования, вне зависимости от моратория, должны соблюдаться бизнесом».

Мораторий на плановые проверки был продлен до конца этого года. Однако руководитель экспертно-правового центра Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Наталья Рябова уверена, что бизнесу нужно подготовиться к его отмене: «Нужно будет, конечно, отслеживать правоприменительную практику, и органы прокуратуры именно на это нацелены. Все готовятся к тому, что мораторий будет завершен, и мы будем жить в новой реальности, но она уже будет с новым законодательством, которое позволит реализовать рискориентированный подход не на словах, а на деле.

Если говорить о том, что совсем не будут проводиться проверки, это не так. Важно, чтобы они проводились аргументированно, в этом заинтересованы все, добросовестный бизнес тоже. Если один исполняет требования и затрачивает на это определенные усилия и средства, а другой не исполняет, то создаются абсолютно неконкурентные условия. Правоприменительная практика войдет в нормальное русло, будут нормально проводить эти профилактические визиты тогда, когда это надо. На это есть запрос со стороны предпринимателей».

Плановые проверки бизнеса могут так и не вернуться даже после отмены моратория на надзор с 1 января 2025 года, сообщали СМИ. Ограничиться профилактическими визитами предлагало Минэкономразвития. Это не коснется организаций, которые относятся к высокой или чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда, например, АЭС, ГЭС, химических заводов и некоторых других. Роспотребнадзор при этом настаивал на том, что проверки бизнеса необходимы для обеспечения безопасности товаров и услуг.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента