Иностранный бизнес удерживают платежами
Почему власти ужесточают для компаний правила ухода из России
Уход из России обойдется иностранному бизнесу еще дороже. Минимальная скидка при продаже активов выросла с 50% до 60%, а добровольный взнос в бюджет с 15% до 35%. Новую формулу в четверг, 17 октября, подтвердил глава Минфина Антон Силуанов. Таким образом, зарубежному собственнику, пожелавшему покинуть страну, достанется лишь 5% рыночной стоимости предприятия. Кроме того, теперь сделки по выходу компаний дороже 50 млрд руб. будут одобряться лично президентом. Это касается как будущих заявлений, так и уже поданных, которые правкомиссия не рассмотрела.
Юристы рассказали об этом “Ъ FM” еще на прошлой неделе. Уйти из России с выгодой для западных владельцев теперь почти невозможно, отметил управляющий партнер коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев: «Министерство и президент РФ своими действиями сделают выход иностранных инвесторов невыгодным и для покупателей, и для продавцов в противовес тем законам Евросоюза, которые обязывают бизнес покинуть Россию. Остановит это иностранцев или нет, неизвестно. Потому что и до ужесточения были компании, которые готовы были фактически бесплатно отдавать бизнес лишь бы уйти из России».
По новым правилам 25% от суммы сделки должны быть выплачены в бюджет в течение месяца после заключения, 5% за следующий год и оставшиеся 5% за два года. Требование о добровольном взносе при продаже актива иностранцами власти ввели в декабре 2022 года. Тогда его размер достигал 10% от суммы сделки, а альтернативой было согласие на рассрочку платежа для покупателя.
Как сообщало агентство AK&M, в прошлом году иностранцы совершили почти 100 сделок по продаже своих российских активов на сумму более $11 млрд. Власти хотят удержать иностранных инвесторов, потому что в случае продажи актива новые российские владельцы могут подпасть под санкции, отметила руководитель юридической практики CM Grace Consulting Екатерина Орлова: «Теперь вопрос в том, насколько серьезно иностранный инвестор настроен на выход из РФ с точки зрения получения денежного вознаграждения за стоимость акций. Получить всего 40% от оценочной стоимости, а в ряде случаев еще и пройти достаточно долгосрочную процедуру одобрения сделки президентом России — это не совсем то, на что рассчитывают иностранные инвесторы, покидая рынок.
Мы можем наблюдать за достаточно громкими двумя кейсами Raiffeisen Bank и UniCredit, которые и без того сталкиваются с существенными сложностями со стороны российского правительства, а после данного изменения любая потенциальная сделка станет еще менее выгодна для них.
Основная цель — не только удержать зарубежных инвесторов, но и оградить таким образом потенциальных российских покупателей от санкционирования.
Вполне понятно, что пока актив принадлежит зарубежному лицу, так или иначе регулятор не вводит санкционные ограничения, мы видим это на примере российских Райффайзенбанка и Юникредит-банка. Но как только состоится сделка, и актив перейдет в собственность российского лица, он незамедлительно будет санкционирован».
Bloomberg тем временем отмечает, что у европейских банков Raiffeisen и UniCredit почти нет шансов продать свои российские активы. Они оказались между молотом и наковальней. Москва не одобрит продажу «дочек» покупателям из санкционных листов, а иностранные игроки не рискнут приобретать активы под давлением Запада. Тот же UniCredit спорит с Европейским ЦБ: регулятор требует сократить присутствие в России, в ходе этого разбирательства стало известно о неком «белом списке» местных клиентов. Его появление может быть связано с предписаниями самого ЕЦБ, он обязал UniCredit ограничить платежи россиянам в определенных иностранных валютах с 1 сентября, за исключением клиентов, включенных в «белый список».
В него могли попасть филиалы западных структур, работающих в России, считает юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян: «Европейский центральный банк выдал, в том числе UniCredit, предписание о сокращении бизнеса в России. Оно было оспорено в суде ЕС, было заявлено ходатайство об обеспечительных мерах. Одновременно UniCredit просит признать ничтожным, аннулировать это предписание ЕЦБ и принять обеспечительные меры, то есть приостановить исполнение этого решения: либо полностью аннулировать его, либо приостановить в той части, в которой оно предписывает не предоставлять новых займов и проводить определенные валютные платежи только с клиентами из так называемого белого списка.
По всей видимости, этот список примерно перекликается с другими частями выдержек искового заявления. Там сказано, что право на обслуживание в принципе сохраняется только для клиентов из Европейского союза, Швейцарии, Великобритании, а также для дочерних обществ компаний из этих стран. Теоретически там, конечно, могут быть российские клиенты, но исходя из той ограниченной информации, которая имеется, я могу предположить, что те российские клиенты, которые там есть, скорее всего, являются дочерними обществами европейских компаний и компаний иных западных стран. В принципе, наверное, это основной пул клиентов из белого листа».
Предписание о сокращении бизнеса в России Unicredit получил в апреле этого года. Аналогичное требование европейский регулятор направил и австрийской банковской группе Raiffeisenbank International.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".