«Маршак» подождет реформы
Воронежский детский театральный фестиваль перенесли на весну
В дни осенних каникул в этом году в Воронеже не состоится ежегодный детский театральный фестиваль «Маршак». В региональном минкульте „Ъ“ объяснили это «организационными мероприятиями» в дирекции Платоновского фестиваля, которая занимается проведением обоих форумов. Суть реформ пока не раскрывается. Фестиваль обещают провести весной. Эксперт не видит в этом большой проблемы, но подчеркивает, что «совсем отказываться от “Маршака” нельзя».
Фото: Андрей Парфенов
О том, что на этих осенних каникулах не состоится воронежский детский театральный фестиваль «Маршак», „Ъ“ рассказали в региональном министерстве культуры. В ведомстве пояснили, что форум будет перенесен на весну 2025 года в связи «с организационными мероприятиями» — реформой в дирекции Платоновского фестиваля.
«Помимо флагманских проектов — Платоновфеста и „Маршака“,— дирекция будет заниматься
организацией и других крупных фестивалей в регионе. Обновленная структура будет отвечать современным вызовам в сфере фестивальной деятельности и привносить в жизнь воронежцев новые культурные проекты»,— рассказали в министерстве. Как именно будет реформирована дирекция и какие проекты ей предстоит организовывать в будущем, в ведомстве пока не раскрыли, пояснив, что работа по изменению еще ведется.
«Маршак» традиционно проходит во время осенних каникул с возможным захватом еще нескольких дней до и после. События «Маршака», как правило, анонсируют за месяц-полтора до начала фестиваля, чего в этом году не было.
Собеседники «Ъ-Черноземье» в театральном сообществе Воронежа рассказали, что дирекция приступила к формированию программы фестиваля детских спектаклей по завершении Платоновфеста. «К началу осени она уже в целом была собрана, дальше нужно было заниматься покупкой билетов, арендой залов и отелей и прочими организационными задачами. Менее чем за полтора-два месяца сделать это просто нереально, поэтому было понятно, что детского фестиваля на этих каникулах точно не будет»,— рассказал один из источников «Ъ-Черноземье».
Еще один собеседник «Ъ-Черноземье» отметил, что на перенос могла повлиять и оперативная обстановка в регионе — опасность атак в этом году объявляется чаще, чем в прошлом.
Детский театральный фестиваль «Маршак» проходит в Воронеже с 2015 года. Дирекция Платоновфеста организовывала его до 2018 года, затем полномочия были переданы воронежскому театру юного зрителя. Под эгидой ТЮЗа прошли три фестиваля, а в 2021 году организатором снова стала дирекция «для повышения престижа детского форума, а также организации управленческого процесса». В разные годы кураторами программ «Маршака» выступали бывший худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков, театральный менеджер и фигурант дела о хищении бюджетных средств в «Седьмой студии» Алексей Малобродский, продюсер Варвара Коровина. После ухода Михаила Бычкова из дирекции в 2022 году новый худрук назначен не был, программа собиралась силами сотрудников.
За свою историю «Маршак» уже один раз переносился с осенних каникул на весенние — в 2021 году из-за пандемии. В результате в 2022 году фестиваль прошел дважды: весной и осенью. В первый год пандемии «Маршак» прошел онлайн, бесплатно показав восемь спектаклей для 300 тыс. человек. В разные годы фестиваль посещали от 10 до 17 тыс. зрителей (наибольшее число — в 2016 году). В 2023 году «Маршак» привлек около 9 тыс. человек.
Фотогалерея
Что показывали на воронежском «Маршаке» в прошлом году
Фестиваль открылся премьерой Воронежского театра юного зрителя — спектаклем «Маленький Мук» по сказке Вильгельма Гауфа. Для ТЮЗа это был первый опыт использования кукол на сцене
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля
«Театральный проект 27» из Санкт-Петербурга привез «Тоню Глиммердал» — спектакль по мотивам одноименной книги Марии Парр о своего рода Пеппи Длинныйчулок нынешнего времени. В постановке заняты всего два актера, а на помощь им также иногда приходили куклы
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Московский Российский академический молодежный театр показал свою версию «Острова сокровищ» Стивенсона. Жанр постановки обозначили как рок-балладу: специально для нее была написана музыка в стилистике рока 1970-х–80-х годов
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Еще одним воронежским участником «Маршака» стал частный Новый театр, показавший спектакль «Бог ездит на велосипеде» по пьесе Ирины Васьковой. Его назвали «подростковой рефлексией»
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Театр кукол республики Карелия привез номинанта на премию «Золотая маска» — «Ревизора». Актеры играли в огромных гротескных масках, которые лучше любого грима характеризовали гоголевских персонажей
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Петербургский театр Karlsson Haus приехал сразу с двумя кукольными постановками. В «Зверском детективе» по книге Анны Старобинец куклы большой роли не играли и появлялись на сцене изредка
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
«Мама Му. Счастливая корова» по книге Юи Висландер и Свена Нурдквиста о мечтающей залезть на дерево корове была уже по-настоящему кукольной — и для совсем маленьких зрителей
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Пермский академический Театр-Театр привез «Летучий корабль». Артисты поют под живую музыку, сюжет и песни оригинального мюзикла сохранены, но постановка немного осовременена, например, богатый боярин Полкан тут чуть ли не впрямую назван олигархом
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Еще один воронежский участник театр кукол имени Вольховского показал премьеру прошлого сезона — «Маленькие трагедии» по циклу пьес Пушкина. В этом спектакле живой план активно совмещается с кукольным, а концепцией стал постепенный путь от мысли об убийстве до собственно убийства
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Частная театральная площадка MON из Казани приехала со спектаклем по народной сказке «Ак бyре», в переводе с татарского — «Белый волк». Постановка идет на смеси татарского и русского языков, и в ней также активно используются куклы, на этот раз тантамарески
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Тантамерски в своей версии «Ромео и Джульетты» применяет и частный петербургский театр «Открытое пространство». С их помощью постановке хотели придать форму вертепного театра, где спектакли разыгрываются в небольшом ящике, но в увеличенной до размера сценической коробки
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Камерный театр для всей семьи «Домик Фанни Белл» из Москвы дал детям самим выступить в роли актеров в интерактивном спектакле «Я делаю мир» и смастерить собственные игрушки из простейших подручных средств. Постановка состояла из двух частей: в первой актеры шаг за шагом выстраивали яркий бумажный мир, а во второй творцами мира стали уже сами зрители
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Закрыла фестиваль «Белая уточка» московского Театра кукол имени С.В. Образцова, получившая «Золотую маску» за лучшую режиссуру и как лучший спектакль. Изобретательная постановка по мотивам русской сказки создает совсем недетскую атмосферу со страшными чудовищами, жуткими колыбельными и наговорами
Фото: Андрей Парфенов / Дирекция Платоновского фестиваля искусств
Искусствовед и глава общественного совета при региональном минкульте Бронислав Табачников не видит большой проблемы в переносе фестиваля: «Наши детские театры готовят несколько премьер, так что новинки будут. Главное, чтобы “Маршак” в принципе состоялся — воронежский зритель его ждет, фестиваль собирает большую аудиторию, на нем показывают спектакли, интересные не только детям, но и задающие серьезные вопросы взрослым. Отказываться от “Маршака” ни в коем случае нельзя».
По мнению эксперта, добавление дирекции новых проектов только пойдет на пользу и самой организации, и региону. «Это значит, что загрузка будет круглогодичная, а компетенции по проведению мероприятий дирекция уже доказала»,— пояснил господин Табачников.