В деле об оскорблении появились доносы

Иск Екатерины Мизулиной к Артемию Лебедеву стал шире

Глава Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Екатерина Мизулина попросила суд изучить ряд видеороликов блогера и дизайнера Артемия Лебедева, которые «порочат ее честь, достоинство и деловую репутацию». Иск госпожи Музулиной, который рассматривает Лефортовский суд, был подан в связи с интервью господина Лебедева Юрию Дудю (включен в реестр иноагентов), в котором интервьюируемый назвал работу ЛБИ «инфотерроризмом». Однако теперь у истца появились дополнительные претензии.

Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

В пятницу в Лефортовском суде Москвы прошло заседание по иску о защите чести и достоинства главы Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной к дизайнеру Артемию Лебедеву и журналисту Юрию Дудю (включен Минюстом в реестр иноагентов). Как ранее рассказывал “Ъ”, поводом стало интервью господина Лебедева, размещенное на YouTube-канале журналиста 1 августа. В ходе него дизайнер заявил, что возглавляемая госпожой Мизулиной организация занимается «инфотерроризмом»:

«Она отпугивает людей от России, создавая ощущение, что что-то решает, на что-то влияет или что у нее есть хоть какая-то должность. Лига безопасного интернета — это *** на палке. Я тоже могу сказать, что у меня Лига налепленных пельменей, и идти всех ***, рассказывать, как надо себя вести».

«Лига потребует возмещения морального вреда в размере 10 млн руб.,— сообщила в тот же день госпожа Мизулина.— Средства будут направлены на помощь семьям участников СВО».

Спустя неделю Артемий Лебедев опубликовал видео во «ВКонтакте» с извинениями, заявив, что не хотел оскорбить госпожу Мизулина, а лишь критиковал ее деятельность. Однако та извинений не приняла. 19 сентября, в ходе предварительного слушания, защита господина Лебедева представила отзыв на исковое заявление и заключение эксперта-лингвиста. Он пришел к выводу, что высказывания Артемия Лебедева, несмотря «на негативную окраску», являются «исключительно субъективным мнением, а не утверждением о фактах». «Мнение, высказанное человеком, согласно позиции Верховного суда, не является предметом судебного разбирательства, если только речь не идет об утверждении»,— подчеркнул “Ъ” защитник дизайнера Калой Ахильгов.

Дизайнер Артемий Лебедев

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В ходе сегодняшнего заседания юристы госпожи Мизулиной попросили судью приобщить к делу экспертизу, выполненную по заказу стороны истца. В высказываниях Артемия Лебедева и Юрия Дудя (включен в реестр иноагентов), говорится там, содержится информация, которая «носит негативный характер в отношении Мизулиной Е. М. и возглавляемой ею организации и подрывает честь и достоинство, а также деловую репутацию истцов». Эти данные приводит ТАСС. Текст документа в ЛБИ “Ъ” не предоставили.

Юристы ЛБИ также заявили об уточнении искового заявления: просили приобщить к делу отрывки из двух других видео из канала Артемия Лебедева во «ВКонтакте».

В одном из фрагментов господин Лебедев упоминает встречу Екатерины Мизулиной со студентами Казанского федерального университета 9 февраля 2024 года. Тогда один из участников, вступив в полемику с госпожой Мизулиной, заявил о «возвращении истории с доносами»: «Сотни тысяч россиян покидают страну безвозвратно из-за того, что начинается история с доносами вновь». «Хорошо, что есть студенты, которые могут выйти и подискутировать с Шапокляк-младшей,— прокомментировал дизайнер.— Студент совершенно справедливо сказал, что из-за доносов Лиги безопасного интернета и Мизулиной со всей ее деятельностью огромное количество людей уезжает из страны, потому что они просто тупо боятся. И Мизулина делает для России такое количество вреда, которое очень сложно как-либо оценить». В другом ролике речь шла об аналогичном мероприятии с участием студентов Уральского федерального университета. Один из них раскритиковал главу ЛБИ за «угрозы блогеру (Дане Милохину.— “Ъ”) армией». Затем возник спор, должны ли молодые люди проходить срочную службу. «Все оплачено налогами», высказал свою позицию выступающий, а «срочники, как оказалось, совершенно бесполезны, и их нужно переучивать». Такие рассуждения возмутили госпожу Мизулину, которая предложила студенту извиниться, «прежде чем его привлекут к ответственности за дискредитацию нашей армии». Поведение студента господин Лебедев назвал «героизмом» и предложил наградить медалью. «Непонятно, почему Мизулина должна заниматься тем, кто ходит или не ходит в армию. Это вообще не ее дело»,— заявил он. Дизайнер добавил, что Екатерина Мизулина получает «извращенное удовольствие» от «психологического доминирования», когда заставляет кого-то извиняться.

В итоге суд перенес рассмотрение дела на 31 октября.

Ход дела в ЛБИ “Ъ” оперативно не прокомментировали. Защитник господина Лебедева Калой Ахильгов заявил, что даст оценку уточнениям к исковому заявлению после изучения видеороликов. Сам Артемий Лебедев отказывается публично комментировать процесс. Юрий Дудь (включен в реестр иноагентов), в свою очередь, не только не комментирует, но и не участвует в судебном разбирательстве — его представителей не было ни на одном судебном заседании.

Эмилия Габдуллина

Вся лента