Назад в кнопочное будущее
Пользователи и производители устали от тотальной моды на сенсорное управление
Безальтернативная мода на оснащение только сенсорными экранами всех гаджетов подходит к концу. Даже Apple, которая в свое время популяризировала сенсорные смартфоны, добавила на последнюю версию iPhone новую кнопку. На гаджетах других производителей кнопки появляются все чаще и чаще. Особенно актуален этот вопрос на рынке автомобилей: эксперты предупреждают, что физические элементы управления могут стать новым показателем безопасности.
Re-Buttonization
«Тирании сенсорных экранов, возможно, приходит конец» — так охарактеризовала The Wall Street Journal последнее нововведение Apple. Речь о выпущенной в сентябре очередной, 16-й версии iPhone, в которой появилась отдельная кнопка управления камерой. Для Apple в контексте ее истории такое решение особенно показательно. Именно детища Стива Джобса долгие годы отучали пользователей от кнопок — сенсорный экран без каких-либо физических элементов считался наиболее продвинутым вариантом. Эту моду следом подхватили и многие другие производители — они тоже стремились отказаться от кнопок и других физических элементов управления.
Но в последнее время все чаще проявляется обратная тенденция — кнопки возвращаются в самые разные устройства: от смартфонов и умных часов до кухонных плит и другой бытовой техники.
Некоторые уже назвали эту тенденцию re-buttonization, то есть возвращением кнопок.
В 2021 году Apple вернулась к обычному механизму клавиатуры в своих Macbook. Несколько лет до этого, с 2015 года, компания выпускала модели, клавиатура которых работала на так называемом механизме-бабочке — так клавиши становились более компактными и тонкими, но при этом чаще выходили из строя. И в конце концов компания вернулась к более классическому варианту крепления клавиш. Конечно, «бабочка» не была сенсорной, однако это также было попыткой сделать гаджет более лаконичным, без лишних выступающих элементов. Сама Apple объяснила решение желанием вернуть «привычное, тактильное ощущение клавиш», которое так любят пользователи.
Многие производители электронных книг в прошлые годы убирали физические кнопки с этих устройств — пионером выступила Amazon с ее Kindle. Однако теперь многие производители, в том числе Kobo, Nook и Boox, снова выпускают модели с кнопками.
То же самое можно сказать про разную бытовую технику. Причем нередко компании делают кнопки своей фишкой — так, например, стартап Copper представил кухонные плиты с большими, деревянными, нарочито олдскульными ручками.
В некоторых сферах никогда полностью не отказывались от кнопок в пользу сенсоров, например в беспроводных наушниках. Хотя многие производители снабжают их сенсорами, есть те, кто не поддался этой моде и продолжает оснащать наушники физическими кнопками. За это они нередко удостаиваются отдельной похвалы — не только от пользователей, но и от модных обзорщиков. Среди таких компаний есть как производители более бюджетных устройств, такие как JVC и JBL, так и компании, выпускающие дорогие наушники, например Sony и Jabra.
Еще один сегмент, где у гаджетов сохраняются кнопки,— это умные часы. Лидеры рынка спортивных часов, такие как Garmin, Coros, Polar, Suunto и другие, имеют в своей линейке не только часы с гибридным сенсорно-кнопочным управлением, но и исключительно с кнопочным. Это объясняют практичностью — на бегу или во время плавания управлять сенсорным экраном трудно, а иногда и невозможно. Поэтому производители очень осторожно выводили на рынок модели с сенсорами, оставляя там физические элементы управления и возможность этот самый сенсор отключать.
Ты машина, и я машина
В некоторых случаях физические элементы управления — вопрос безопасности, ведь необходимость смотреть на экран отвлекает от происходящего вокруг. Особенно это актуально для автомобилей. Еще в 2017 году вышел доклад о том, что совершение действий с помощью сенсорного экрана в среднем занимает у водителя на 40 секунд больше, чем управление с помощью физических элементов.
В автопроме законодателем моды на полное отсутствие кнопок стала Tesla. И практически сразу владельцы электрокара стали жаловаться на такие вещи, как отказ от физического переключения режимов езды.
Американский регулятор даже проводил по этому поводу расследование, хотя и пришел в итоге к выводу, что перевод всех функций на экран не нарушает требований безопасности.
Впрочем, в последних моделях автомобилей от других автопроизводителей, включая Kia, BMW, Volkswagen и Xiaomi, которая только недавно вышла на автомобильный рынок, стали появляться кнопки, ручки и тумблеры. Во многих обзорах такие нововведения хвалят, а большие сенсорные экраны, которые еще недавно считались продвинутым элементом, называют устаревшими и «отвлекающими».
«Нацеленный в будущее дизайн автомобилей начинает отражать сбалансированный подход. Он предусматривает сенсорные экраны для сложных и/или реже используемых функций и физические кнопки/ручки для основных элементов управления»,— отмечается в одном из обзоров.
Все идет к тому, что наличие физических элементов управления скоро станет важным признаком повышенной безопасности.
Ассоциация Euro NCAP — независимая организация, которая занимается стандартами безопасности в ЕС и оценкой автомобилей на соответствие им — собирается с 2026 года изменить свои стандарты. По новым нормам автомобили должны быть оснащены физическими элементами управления.
«Чрезмерное использование сенсоров — распространенная в отрасли проблема, так как почти все производители переносят ключевые элементы управления на центральный сенсорный экран, из-за чего водители не смотрят на дорогу, что повышает риск аварий из-за отвлечения внимания»,— считает директор по стратегическому развитию Euro NCAP Мэтью Эвери.
Так что с 2026 года для получения от Euro NCAP максимального уровня «5 звезд» по безопасности автомобили будет необходимо оснащать не только экранами, но еще и кнопками, рычагами или другими подобными элементами «для базовых функций, чтобы это было интуитивно понятно и не отвлекало от дороги». Хотя нормы Euro NCAP не являются обязательными, многие автопроизводители, включая ту же Tesla, в случае получения какой-то моделью «5 звезд от EuroNCAP», тут же сообщают об этом в рекламе. А значит, они будут прислушиваться к требованиям этой организации.
Ценность простоты
Конечно, в свое время компании перешли от кнопок к экрану неслучайно. Одним из основных аргументов в пользу этого была многофункциональность. На экране можно выполнять неограниченное количество действий, в то время как кнопки нацелены на более конкретные задачи. Впоследствии еще одним аргументом стала дешевизна таких решений.
В итоге многих пользователей сенсоры вместо кнопок начали раздражать: часто сложно понять, нажата она или нет. Еще одна проблема — случайное нажатие на такую сенсорную псевдокнопку.
Пользователи и эксперты отмечают, что людям бывает удобнее совершать некоторые действия механически, без необходимости присматриваться к экрану.
По мнению редактора американского сайта про технологии EarthWeb Джейсона Уайза, это особенно касается бытовой техники. Например, плиту с сенсорным экраном сложно включить или выключить мокрыми руками или в перчатках.
«Конечно, сенсорные экраны элегантны и многофункциональны, но у них есть ограничения, особенно когда речь идет о частом использовании. Вы удивитесь, если узнаете, насколько многих они раздражают, особенно когда люди пытаются что-то быстро отрегулировать на кухне»,— считает он. Господин Уайз также отметил, что его как человека, который многие годы тестировал разные устройства, не удивляет новая мода на кнопки — пользователи и раньше жаловались на то, что сенсорные экраны далеко не всегда практичны. По его словам, «несмотря на все достижения, люди осознают ценность простоты».