Для любви не нужно повода
Эксперты обсудили отношение молодежи Глобального Юга к БРИКС
Молодые люди из Бразилии, Индии, Китая и ЮАР считают БРИКС наиболее перспективной организацией для международного сотрудничества, а вот Евросоюз занимает в их предпочтениях последние места. Такие выводы сделали авторы социологического исследования, проведенного АНО «Новая эра». В качестве основных характеристик БРИКС молодые люди Глобального Юга называют «силу» и «развитие», но в перспективе хотели бы, чтобы вторая доминировала над первой. Нынешнюю председательницу организации Россию участники исследования также воспринимают позитивно.
Проведенное исследование надо учитывать при формировании стратегии БРИКС, поясняли его авторы на презентации. Стратегия должна пролегать «через поколения», поэтому важно понять, какой образ настоящего и будущего организации видит именно молодежь, заявил представитель АНО «Умная цивилизация» Кирилл Истомин.
О содержании исследования и его методологии «Ъ» рассказывал ранее.
Социологи установили, что молодежь Бразилии, Индии, Китая и ЮАР повсеместно заинтересована в развитии партнерства внутри БРИКС, и с Россией в частности.
Упоминание организации пробуждает в умах молодежи такие ассоциации, как «крепость», «небоскреб» или «дракон». Далекую Россию молодые люди хотя и нередко ассоциируют со стереотипными «водкой», «АК» и «медведем», но все же неплохо знают о ней благодаря достижениям российского ВПК, космонавтики, театра и IT.
По словам директора АНО «Новая эра» Александра Шабалтина, помимо признания силового компонента БРИКС и сопутствующей уверенности, что страны—члены организации «будут идти вперед и становиться лидерами мира», молодые люди признают «недостатки и трудности» организации, но в то же время недовольны тем, что страны Запада воспринимают Глобальный Юг как «что-то заведомо слабое», сообщил господин Шабалтин.
Это подтверждается и данными проведенного опроса, где Евросоюз повсеместно замыкал список международных организаций, с которыми, по мнению молодых людей, их страны должны выстраивать сотрудничество. «Молодежь миролюбива, открыта, хочет сотрудничать со всем миром, но мы фиксируем тенденцию: ЕС на последних местах в каждом блоке»,— подвел итог Александр Шабалтин. Лидирующие места занимают внутрирегиональные организации и БРИКС. Такие результаты не могут не радовать представителей российских государственных структур. Так, Алексей Станонис из Минобрнауки даже заявил, что в отношении БРИКС «молодежь на одной волне со своими правительствами».
Результаты исследований по восприятию конкретно России авторы исследования вообще назвали «потрясающими».
По словам Александра Шабалтина, молодые люди в каждой стране знают о ключевых достижениях России в первую очередь в области военной техники и космонавтики и активно интересуются российским образованием, обменом технологиями и культурными достижениями. Напомним, что на вопрос о том, «если Россия сейчас — профессия, то какая?», молодые люди в большинстве случаев пока отвечают «солдат», но надеются, что в будущем страна переквалифицируется в «дипломата», «ученого» или «бизнесмена», а ее символом вместо оружия станет «космическая ракета».
Российская молодежь пока в меньшей степени «адаптирована к участию в общественных движениях и организациях» (по результатам только 37% молодых россиян участвовали в такой работе), поэтому должна «догонять» партнеров, чтобы «быть на одной волне» (в ЮАР в НКО участвовали 58% молодых, в Бразилии — 50%, в Индии — 47%), также отметил господин Шабалтин.
Для зарубежных специалистов, помогавших проводить исследование, его результаты не стали сюрпризом. Скорее наоборот, эксперты из Индии, Китая и ЮАР поразились удивлению российских коллег и призвали их к более активным действиям. Так, общественник Джастин Энтони (Индия) прямо заявил, что необходимо как можно быстрее разработать платформы, где студенты из России и Индии могли бы обучаться совместно. А его коллега из ЮАР Реймонд Матлала призвал противодействовать «западным нарративам» в отношении России путем более тесного сотрудничества в рамках БРИКС. «Ввиду конфликта с Украиной были вопросы, а безопасно ли ездить в Россию. Я живое подтверждение тому, что безопасно»,— заявил африканец.