Финансам трубят общий сбор
МФФ зафиксировал приоритет военных расходов
Центральная дискуссия Московского финансового форума (МФФ) в 2024 году велась вокруг суверенности российской финансовой системы. Участники при этом не говорили о перестраиваемой инфраструктуре и изменившихся международных расчетах — разговор складывался вокруг способности финансовой системы обеспечить экономическое развитие России в соответствии с национальными целями. В таком ключе опыт реализации нацпроектов на фоне сначала ковида, а потом и военной операции был признан успешным. Особенностью дискуссии стало признание прямой связи между сферой финансов и военными успехами.
На пленарной сессии Московского финансового форума, который в пятницу прошел в столичном Манеже, участникам предложили обсудить тему суверенной финансовой системы в период трансформации и применительно к национальным целям развития. Дискутировать должны были двое: глава Минфина Антон Силуанов и мэр Москвы Сергей Собянин.
Отметим, что в прежние годы пленарная сессия была более представительной: например, в 2023-м на площадке МФФ пути развития финансово-экономической системы вместе с представителями Минфина и Москвы искали замруководителя администрации президента Максим Орешкин (на тот момент помощник президента), глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр экономики Максим Решетников и глава ВТБ Андрей Костин. Нынешний же состав дискуссионной панели модератор сессии, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров объяснил тем, что шесть лет назад именно Антон Силуанов и Сергей Собянин обсуждали будущее нацпроектов и что нужно сделать для того, чтобы они «полетели». Теперь им же предстояло подвести итоги этой работы с точки зрения перестраивающейся финансовой системы.
Полноценной дискуссии, однако, не получилось. Сергей Собянин предупредил модератора, что с Антоном Силуановым они друзья и, как выяснилось далее, мнения по теме имеют схожие.
Так, главным итогом шести лет реализации нацпроектов признана перезагрузка системы управления. Если раньше из бюджета просто финансировались расходы, то теперь у процесса есть цели, инструментарий и средства для их достижения, а также ответственные за выполнение намеченного. «Ну а мы снаряды подносим — финансы из бюджета достаем и наполняем эти задачи ресурсами»,— скромно пояснил роль Минфина господин Силуанов. Сергей Собянин отметил, что вопрос не в абстрактных показателях (например, сколько больниц построить), а в том, работает система или нет. «Вот этот экзамен на прочность мы прошли»,— считает мэр столицы.
Проверку прочности финансовой системе обеспечили два вызова — ковид и военная операция. Признаком устойчивости Антон Силуанов назвал работоспособность системы внутри России, несмотря на внешние ограничения. «Для людей самое главное, как меняются цены в магазинах — это раз, платится ли зарплата вовремя — два, и можно ли карточку вставить в банкомат и получить деньги или рассчитаться — три»,— объяснил министр. Далее он указал на связь финансов и обороны. «Если крепкие финансы, то и крепкие тылы, и в обороне у нас все хорошо. Наоборот не получается… Поэтому, друзья России — армия, флот и крепкие финансы»,— вольно переформулировал Антон Силуанов крылатую фразу, приписываемую Александру III.
После этого уже было неудивительно, что оба топ-спикера финансового форума раз за разом обращались к теме военных расходов, составляющих в бюджете на 2025 год треть всех трат.
Антон Силуанов сказал, что «победа в специальной военной операции» — это вторая важная задача федерального бюджета (первая — выполнение социальных обязательств, третья — создание РФ собственных компетенций, то есть импортозамещение). Сергей Собянин призвал к сдержанности в ожиданиях относительно возможностей бюджетов. «Не следует рассуждать, что благополучие вообще во всем и мы ни в чем себе не отказываем. Так не бывает даже в мирное время, тем более сейчас. Поэтому, естественно, мы должны концентрироваться на том, чтобы наша страна победила»,— обрисовал приоритеты мэр.
Кроме нестандартной для МФФ темы военных расходов на сессии были подняты и более привычные для участников вопросы. В частности, Андрей Макаров инициировал обсуждение бюджетной справедливости при распределении доходов между регионами, в том числе от Москвы в пользу отстающих. Мэр столицы в этой связи призвал прекратить делить страну на регионы и центр. Для Минфина же потребность перераспределения средств представляется очевидной: слабым регионам нужны средства на развитие.
Так что ключевым стал скорее вопрос эффективности бюджетных трат: обязательным ее условием были названы «правильные» кадры. «Деньги — хорошо, но без головы и без рук ничего не получится. Нам нужно растить команды управленцев в регионах»,— сказал Антон Силуанов. Впрочем, речь шла не только об управленцах, кадровый голод привел к тому, что получившие импульс к импортозамещению предприятия вынуждены покидать свои регионы при расширении производства и выбирать крупные города с высокой концентрацией населения. «Если раньше строили завод и к нему приезжали люди, то сегодня заводы приезжают к людям»,— отметил Сергей Собянин. Из этого возникла рекомендация — государству при распределении крупных инфраструктурных инвестиций нужно концентрировать их в больших населенных пунктах.