Секонд-хенды отходят от моды

С чем связано снижение количества покупок у игроков рынка

Россияне потеряли интерес к секонд-хендам. Игроки рынка связывают эту тенденцию с уходом западных брендов и проблемами с поставками, а эксперты — с развитием маркетплейсов. Как посчитали аналитики «Чек индекс» компании «Платформа ОФД», за 2023 год количество покупок в онлайн и офлайн-магазинах секонд-хенда снизилось почти на 20%. А средний чек при этом увеличился на 14% — до 800 руб.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Тренд связан с возросшей популярностью онлайн-ритейлеров и некоторыми другими факторами, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: «В первую очередь это затрагивает офлайн-торговые объекты, малые магазины. Основная площадка — классифайд "Авито", она по этой категории хоть и не очень быстро, но растет. С другой стороны, мы видим, бурный рост категории "Одежда, обувь, аксессуары" на крупнейших маркетплейсах.

Существенно расширяется предложение, причем в совершенно различных ценовых сегментах. Потребители в определенной степени начинают делать выбор в пользу новой одежды. Особенно речь идет о россиянах, у которых более существенно улучшилось материальное положение, а мы видим, что, в принципе, в большинстве регионов зарплаты растут опережающими темпами. "Синие воротнички", которые раньше покупали гораздо меньше новой одежды, за счет маркетплейсов более активно осуществляют покупки».

“Ъ FM” пообщался с представителями индустрии секонд-хенда в России, чтобы выяснить, с чем связана такая тенденция к охлаждению спроса. Например, в магазине эксклюзивных брендов «Секонд-хенд стор» по прежнему представлены такие торговые марки, как Versace, Chanel или Calvin Klein. Но потребители теряют к ним интерес, говорит гендиректор, основатель ресейл-платформы Second Friend Store Анна Любан: «Бизнес продолжает развиваться, конечно, не таким темпом, как раньше. В среднем рынок рос на 30% год к году. Сейчас, пока год не закончится, никакой аналитики нет, но по своему проекту можем сказать, что в 2024-м рост замедлился. И лето было очень тяжелое.

В октябре, по идее, сезонность начинает набирать обороты, но опять мы наблюдаем какое-то падение и связываем его с некоторым снижением интереса к западным брендам в целом. Бренды ушли, с глаз долой — из сердца вон. Как рынок поведет себя дальше, пока очень сложно предположить. Многие ресейл-платформы активно ушли в работу с байерами. То есть они под заказ, под запрос клиента привозят те бренды, которые сейчас сложно найти на российском рынке. Мы пока такую стратегию не рассматриваем, продолжаем функционировать так же, как и раньше».

В магазине Relove также рассказали “Ъ FM”, что раньше основной упор делали на западные бренды. Однако сейчас этот бизнес сталкивается с проблемами. Одна из основных — сложности с поставками одежды, говорит соучредитель ресейл-площадки Relove Егор Стенькин: «У нас просто концепция такая, достаточно долгая. Мы одни из самых первых, кто вышли на рынок в виде шоу-рума с собственным стилистом. То есть у нас все продавцы — это стилисты, и подбор происходит в офлайн-формате.

А онлайн-магазин у нас тоже есть, на его развитие внимание направлять не хочется, хоть это достаточно удобно за счет того, что отсутствует большое количество кастов, связанных с арендой, зарплатой сотрудников. Надо балансировать и желательно задействовать в два в одном. В первую очередь нужно подумать про месторасположение, про пространство, про организацию пространства, чтобы человек мог прийти и с комфортом выбрать себе вещь. Также один из немаловажных факторов заключается в том, что нужно людям создать определенную атмосферу для шопинга.

Сейчас в Москве все себя чувствуют слегка обеспокоенно. Шопинг должен успокаивать людей. Мы, например, в пространстве Relove стараемся балансировать с точки зрения саунд-дизайна. Мы ставим классные плейлисты. С точки зрения больших минусов вопрос больше к арендодателям. У нас были некоторые проблемы с арендодателями, которые нас обманывали.

Откуда у вас одежда и не возникло ли проблем с пополнением коллекций? Мы задействовали очень много направлений, базовое — это комиссионный магазин. Люди хотят дарить своим вещам вторую жизнь, они приносят нам их на реализацию. Очень много вещей из-за границы. Сейчас это, конечно, сошло на нет. Остались те, кто еще летает на шопинг во Францию или в Турцию, привозит какие-то брендовые вещи. Также мы стараемся отшивать свою коллекцию».

В 2023 году мировой рынок секонд-хенда вырос сразу на 20%. Его оборот приблизился к отметке $200 млрд. Ранее в компании по прогнозированию тенденций WGSN заявляли, что в 2024-м основными потребителями бывших в употреблении товаров станут зумеры — то есть люди, родившиеся в первую десятилетку 2000-х. Аналитики утверждали, что это поколение наиболее подвержено тяге к вещам и явлениям, которые они не застали. Например, ретро-технике, пленочным кассетам или одежде из комиссионных магазинов.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента