Товарный знак: почему он нужен и как его защитить?
Товарный знак – это не только способ идентифицировать производителя и предоставляемые им товары и услуги, а и немаловажный нематериальный актив, который способен приносить существенные дивиденды своего владельцу.
Разновидности товарных знаков
Планируя зарегистрировать собственный товарный знак, следует заранее решить, каким именно он будет. Существует несколько разновидностей:
- Изобразительный товарный знак. Это любые изображения, а также фирменные цвета. Например, зеленый цвет, по которому многие узнают продукты Сбербанка, зарегистрирован за этой компанией, и другие организации, предоставляющие банковские услуги, не могут его использовать.
- Словесный знак. Это слова, словосочетания и небольшие предложения. К данной группе относят наименования организаций и компаний, а также слоганы.
- Объемный товарный знак. Регистрируется в том случае, если для продукта создана уникальная форма, в которой он реализуется. Чаще всего объемный знак регистрируется для производителей парфюмерии, элитного алкоголя.
- Звуковые. Это различные музыкальные заставки кинокомпаний и радиостанций, уникальные мелодии, используемые в рекламных целях и т.д. Самое главное, чтобы музыка ассоциировалась у потребителя с конкретной компанией. Самый яркий пример – новогодние рекламные ролики Кока-Колы.
- Комбинированные товарные знаки. Они включают в себя несколько типов, например графическое изображение и слоган или название.
Помимо вышеуказанных товарных знаков также существуют вкусовые, обонятельные, тактильные, позиционные, голографические. Однако в России данные форматы встречается крайне редко.
Что дает товарный знак?
Товарный знак – идеальный вариант для создания уникального продукта, который будет ассоциироваться с конкретным производителем и выполняет несколько основных задач:
- Защита от копирования. Если на рынке появится другой производитель, который будет использовать схожий обозначение или иные отличительные особенности товара-оригинала, его можно привлечь к ответственности. Законодатель в данной ситуации встанет на сторону компании-правообладателя товарного знака. (т.н. компенсационно-запретительная функция товарного знака).
- Безопасность. Владелец товарного знака может быть уверен, что в обозримом будущем не появится правообладатель схожего логотипа и не потребует от него компенсацию.
- Запуск франшизы и масштабирование бизнеса. Если с течением времени владелец бизнеса решит развивать свой бренд через франшизу, регистрация товарного знака является обязательным условием, поскольку договор франчайзи предусматривает предоставление в пользование товарного знака.
- Избавление от недобросовестных конкурентов. Если под известным брендом выпускается низкокачественная продукция, ее можно через суд признать контрафактом, заставить производителя ее уничтожить и закрыть бизнес недобросовестного конкурента.
Собственный товарный знак позволяет выстроить свой бизнес практически с нуля, сделать его более известным и популярным у потребителя. Уникальные обозначения продукта будут ассоциироваться исключительно с конкретным производителем, что в обозримом будущем позволит заметно расширить сферу бизнес-интересов.
Как зарегистрировать товарный знак
Регистрация товарного знака – достаточно сложный процесс, занимающий продолжительное время (до 12 месяцев). Это объясняется тем, что специалисты Роспатента проводят масштабную проверку каждой заявки, анализируя ее на соответствие как внутренним критериям, так и ключевым законодательным актам.
Планируя зарегистрировать собственный товарный знак, следует заранее продумать уникальное наименование (или изображение), определиться с конкретной деятельностью и выбрать конкретный класс, товары или услуги МКТУ (Международная классификация товаров и услуг).Всего существует 45 классов: с 1 по 34 – товары, с 35 по 45 - услуги. Чтобы определиться с классификацией, следует продумать, будет ли заявитель производить, продавать или перепродавать товары, предоставлять дополнительные услуги. Также не лишним будет озаботиться о перспективе на будущее – например, о формировании собственной сети, запуске собственного приложения и доставки, возможности предоставления франшизы и т. д.