Творческий подход

Для чего в Прикамье надо развивать креативные индустрии

В этом году Пермский край стал одним из регионов, участвующих в развитии креативных индустрий. Краевые власти намерены превратить регион в площадку, задающую тренды в креативной экономике страны. Эксперты считают, что в крае уже существуют удачные примеры креативного бизнеса и потенциал для развития креативных индустрий очень велик.

Эксперты видят потенциал развития креативных индустрий региона в симбиозе с промышленным сектором

Фото: пресс-служба губернатора пермского края

В 2024 году Пермский край вошел в число регионов по развитию креативных индустрий в рамках внедрения общероссийского стандарта. «Региональный стандарт развития креативных индустрий» по поручению президента России Владимира Путина разработало Агентство стратегических инициатив (АСИ) в конце прошлого года. Он содержит 12 блоков рекомендаций по развитию сектора, а также описание практик преуспевших в этом регионов. Сегодня в число регионов-лидеров входят Москва и Якутия. Как ранее сообщал „Ъ“, заявленная цель внедрения стандарта — ускорение развития регионов, за которым последует рост общероссийского ВВП и доли креативной экономики в нем с нынешних 3% до желаемых правительством 6%.

На конец прошлого года вклад творческих индустрий в ВВП РФ оценивался в 4,87% (без IT-отрасли — 3%), а к 2030 году должен увеличиться до 6%. Доля занятых в этом секторе должна вырасти с нынешних 4,7% до 15%. Перечень креативных индустрий разработчик не называет, предлагая регионам самим определить приоритетные направления.

Пермский край включился в процесс развития креативных индустрий задолго до появления федеральных стандартов. Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, выступая на Дальневосточном форуме, рассказал, что на территории Прикамья уже не один год создается среда, благоприятная для развития креативного бизнеса и реализации творческого потенциала людей. В Пермском крае создана межведомственная рабочая группа для выработки в регионе единого видения политики креативной индустрии. Ее участники будут выявлять запросы креативных сообществ и выстраивать систему мер поддержки. «Все это делается для вклада в региональную экономику и продвижения самого края»,— рассказал губернатор. По его словам, регион в будущем должен стать площадкой для новшеств в сфере развития основных направлений креативных индустрий.

По данным краевых властей, сегодня в Пермском крае около 8,5 тыс. организаций, которые работают в креативной отрасли. Это 7,5% от общего числа. Наибольшее число компаний и индивидуальных предпринимателей ведут деятельность в сферах информационных технологий, разработки программного обеспечения и компьютерных игр, рекламы, моды, кино, анимации, event-сферы. Общий объем выручки этих организаций составляет более 72 млрд руб. Это примерно 2,8% от суммарной выручки всех организаций региона.

Дело не в цифрах Эксперты и участники рынка считают, что у креативного бизнеса в Пермском крае есть перспективы развития, но оценивать исключительно экономический эффект от их работы не стоит. Декан экономического факультета ПГНИУ, доктор экономических наук Татьяна Миролюбова отмечает, что в Пермском крае очевидно наибольший вклад в экономику вносит промышленность. «Но перспективы у креативных индустрий очень неплохие. Здесь важный вопрос, что включать в креативную индустрию. Если включать IT-сектор, то можно говорить о более весомом потенциале. Поскольку мы понимаем, что наступила эпоха цифровой экономики и информационные технологии развиваются очень быстро. Увеличивается их роль, доля и вклад. Если не включать сюда информационные технологии, то экономический эффект будет гораздо меньше»,— пояснила госпожа Миролюбова.

Она полагает, что развивать только промышленность в Пермском крае — неправильно, потому что важно учитывать не только экономический, но и социальный эффект. Для разных территорий края развитие креативных индустрий будет иметь разное значение. «Для тех территорий, где есть проблемы с занятостью, отсутствием рабочих мест, креативные индустрии могут сыграть свою роль, потому что в результате цифровой экономики есть возможность передавать результаты творческой деятельности через удаленный доступ. Появляется возможность для проявления творческих способностей, возможность зарабатывать своими творческими способностями, оставаясь в Пермском крае. С этой точки зрения — важное и перспективное направление для самореализации людей»,— считает Татьяна Миролюбова. Она также подчеркнула, что развитие креативных индустрий способствует продвижению имиджа Пермского края не только в России, но и за ее пределами, что, в свою очередь, влияет на туристическую отрасль региона.

«Креативные индустрии — это в первую очередь малый бизнес, гибкий и быстрый, поэтому масштабируемый за пределы Перми, в другие территории Прикамья. В перечень приоритетных направлений попала поддержка народных промыслов, которая для многих населенных пунктов может стать мощным драйвером роста, в том числе и в плане туризма. Опять же выглядит совершенно возможной ситуация, когда мы увидим мощную и самобытную дизайн-студию в городах с сильными художественными традициями, например в Кунгуре или Соликамске»,— согласен PR-консультант, директор Центра общественных связей Пермского университета Алексей Папулов.

Пермский край становится площадкой для съемок художественных фильмов

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Креативный класс Участники рынка и эксперты считают, что в Пермском крае уже есть примеры успешных проектов в сфере креативных индустрий. Например, технопарк Morion Digital, социокультурное пространство завода им. Шпагина, центр кинопроизводства.

Директор Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева, выступая на круглом столе, организованном газетой «Ъ-Прикамье», отметила, что наличие музея современного искусства имеет большую ценность в процессе формирования креативных индустрий. «В рамках федеральной повестки развития креативных индустрий есть отдельное подразделение, которое фиксируется именно на современном искусстве, выделяя его в качестве отдельной отрасли и понимая степень влияния этого направления на все остальные индустрии»,— пояснила директор PERMM. По ее словам, современное искусство — это лаборатория новых изобретений, образов и идей, которые питают все остальные креативные индустрии.

«Современное искусство, в отличие несовременного, дает возможность совершить шаг в будущее. Это инструмент адаптации человека в неопределенном сложном будущем, переполненном новыми знаниями и технологиями»,— говорит госпожа Аллахвердиева.

Эксперты полагают, что креативные индустрии могут развиваться и во взаимодействии с промышленными предприятиями региона. Директор МАУК «ПермьКонцерт» Ирина Кулева также считает, что в регионе есть потенциал для развития креативных индустрий в симбиозе с промышленными предприятиями. «На примере фестиваля „Причал“ мы видим потенциал развития креативных индустрий региона именно в симбиозе с промышленным сектором. В 2022 году мы впервые организовали этот фестиваль на территории судостроительного завода „Пермская судоверфь“ — с экскурсией на завод, с зоной лекций и мастер-классов, с детской игровой площадкой, с концертами популярных пермских групп и начинающих команд, с созданием арт-объектов. За счет места проведения — закрытой территории завода, которая тогда впервые открыла свои двери пермякам, нам удалось привлечь внимание к фестивалю жителей всего Пермского края и местных властей. На два дня мы превратили территорию действующего завода в большой культурный кластер, в котором нон-стопом весь день кипит активная культурная жизнь»,— рассказала госпожа Кулева.

Она отметила, что в 2025 году компания планирует обратиться к другим предприятиям и организовать совместно выставки, экскурсии, арт-объекты. «Обращение к истории территорий, к трудовой истории заводов, которая неразрывно связана с историей региона, дает большой простор для создания креативных фестивальных и концертных форм. А значит, мы обеспечиваем своим проектам большой зрительский интерес и большую посещаемость»,— уточнила Ирина Кулева. По ее словам, если в 2022 году фестиваль «Причал» посетили 1,5 тыс. зрителей, то в этом году уже 6,5 тыс. «Если рассматривать наш регион с точки зрения возможности коллаборации культуры и промышленности, то в этом как раз Пермскому краю есть что показать и куда развиваться»,— уверена она. «Креативные индустрии сейчас дают возможность для промышленности заявить о себе: провести спектакль на производстве, сделать необычный дизайн продукции или мерч, стать местом для арт-объектов или другого эксперимента»,— добавляет Алексей Папулов.

Господин Папулов также пояснил, что стоит говорить о креативной экономике в двух плоскостях: информационные технологии и другие творческие индустрии. «IT-сфера на протяжении всей современной истории региона была финансово и имиджево важной частью экономики Прикамья»,— считает эксперт. По его словам, пермские айтишники наполняли бюджет региона и прославляли Пермский край как регион с высоким образовательным и научным потенциалом.

Другие творческие индустрии, по мнению PR-консультанта, тоже показывают четкую взаимосвязь финансового и имиджевого. «Развитие кинопроизводства оставляет средства кинокомпаний в регионе, и при этом Пермский край во всей красе предстает на малых и больших экранах, что конвертируется в развитие туризма»,— подчеркнул Алексей Папулов.

Эксперты сходятся во мнении, что развитие креативных индустрий играет важную роль в позиционировании региона. «Если говорить о Пермском крае именно как о традиционно промышленном регионе, важно осознавать, что творчество создает для инженера, как такого пермского архетипа, комфортную среду и ценности жизни в городе. Местные бренды одежды, фестивали от экспериментов до классики, общественное питание — это та „добавочная стоимость“ региона, которая помогает человеку принять решение остаться в регионе или переехать к нам жить и работать. В усиливающейся конкуренции между регионами за людей — возможности для трудоустройства, городская инфраструктура, климат уже перестают играть свою прежнюю исключительную роль. Человеку важен положительный „информационный шум“, возможность сказать: я живу в городе высокой культуры, я живу в городе, где постоянно что-то происходит»,— считает Алексей Папулов.

Ирина Суханова

Вся лента