Ставка на реки

В Пермском крае активно идет работа по восстановлению судостроительной отрасли и развитию речных перевозок. Минувшим летом в регионе появились причалы для электросудов, которые впервые стали курсировать по Каме. Краевые власти рассчитывают, что водный вид путешествий будет привлекать в регион больше туристов. Туроператоры полагают, что намеченные планы поспособствуют созданию образа Прикамья как привлекательного туристического центра, однако для достижения желаемого результата понадобятся крупные финансовые вложения, которые не по карману частным инвесторам. А для реализации проектов необходимо время.

В октябре модульный причал был установлен на территории этнографического музея «Хохловка»

Фото: пресс-служба губернатора пермского края

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин неоднократно подчеркивал, что Прикамье обладает потенциалом для воссоздания судостроительного комплекса и развития речного туризма. По инициативе губернатора в крае была сформирована рабочая группа по развитию водного транспорта и сохранению соответствующей инфраструктуры. Члены рабочей группы пришли к выводу, что региону требуется разработка программы по созданию в Пермском крае судостроительного комплекса, судоремонта и водных перевозок.

Для развития речных перевозок в 2021 году в регионе была восстановлена работа судостроительного завода — Пермской судоверфи. Некогда крупнейший судостроительный завод, признанный в 2015 году несостоятельным, был выкуплен Корпорацией развития Пермского края (КРПК). Сейчас компания активно занимается производством модульных причалов и остановочных комплексов для электрических судов. Минувшим летом верфь завершила установку причалов на речном вокзале в центре города и в Закамске. Так, в акватории Камы начали курсировать прогулочные «Экоходы» производства Emperium (входит в Sitronics Group — компания из Санкт-Петербурга, ставшая в прошлом году владельцем 25% долей пермского судостроительного предприятия). В октябре такой же причал был установлен на территории этнографического музея «Хохловка». Это позволит включить один из туристических центров края в маршрутную программу современных речных судов.

Масштабные планы властей по дальнейшему развитию речного туризма и судостроительной отрасли были анонсированы на прошедшем в начале октября II Всероссийском круизном форуме. Его участниками стали корабельщики и турагенты из Прикамья и других регионов страны, а также представители краевой власти. Заместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов заявил, что с 2025 по 2027 год предлагается приобрести семь новых судов, включая электроход премиум-класса «Москва 2.0» и шесть катамаранов Looker 390T. Первое судно планируется использовать как водное такси на маршрутах от Перми I до Гайвы и Краснокамска. В планах краевых властей также восстановление двух «Метеоров» и одного теплохода «Восход», эксплуатация которых на территории Прикамья прекратилась в 1990-х годах. Согласно докладу господина Полыгалова, в ближайшую трехлетку власти собираются обу­строить новый причал «Губерния» и провести капитальный ремонт речного вокзала Пермь I. По окончании реконструкции в здании вокзала появится зона ожидания, кассы и места хранения багажа. Краевые власти рассчитывают, что водный туризм будет привлекать в Прикамье больше путешественников.

Судно да дело Экс-глава регионального «Центра развития туризма» Константин Тиминский, участвовавший в форуме, пояснил, что субсидии в развитие инфраструктуры для водного туризма и в поддержку этого направления имеют не только финансовый, но и социальный характер. «Вложения в благоустройство территории — это, на первый взгляд, трудноокупаемая история с точки зрения прибыли. Однако люди остаются жить и работать там, где им комфортно, где чувствуется развитие, а для этого нужны внушительные траты»,— отмечает эксперт.

Правительство Пермского края посчитало, что на соответствующие цели в ближайшие три года региону понадобится 912 млн руб. Согласно информации на сайте кабмина, в 2025 году предлагается выделить 499,8 млн руб., в 2026-м — 318,4 млн, в 2027-м — 93,7 млн руб. Средства в размере 56,9 млн руб. предусмотрены для приобретения в 2025 году причалов Краснокамска и Оханска, 11,6 млн — на создание причальной инфраструктуры в Осе, Добрянке и Ильинском в 2025 и 2026 годах. Более 400 млн руб. пойдут также на приобретение, восстановление и эксплуатацию двух дебаркадеров и трех судов. На ремонт и содержание вокзала Пермь I предусмотрены субсидии в размере 44 млн руб.

По воде писано Финансирование водных перевозок, по мнению экономиста Антона Любича, целесообразно только тогда, когда есть полноценно оснащенные точки отправления и пункты назначения. Речь идет не только о пристанях, но и о соответствующей инфраструктуре в муниципалитетах (гостиницы, кафе, музеи, экскурсии). «Программа развития водного туризма в первую очередь должна учитывать создание таких локаций, куда туристам было бы не только интересно, но и возможно отправиться по воде. Стоит отметить, что основные достопримечательности природного характера в Пермском крае лежат на северо-востоке от Перми, а водный путь там преграждает ГЭС. Возникает вопрос, насколько туристов можно будет завлечь одной лишь Кунгурской пещерой и памятниками в Чайковском, куда можно добраться по воде»,— говорит гос­подин Любич.

В планах краевых властей — обустройство речного вокзала в Перми

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Однако представители туротрасли считают, что упор властей Пермского края на судостроительную отрасль и развитие водного туризма вполне обоснован, поскольку реки — одна из основных достопримечательностей региона. Директор туристической компании «Золотой компас» Алексей Зотиков полагает, что активная работа судоверфи может качественно изменить региональный рынок туристических услуг. «Несмотря на большую речную базу края, водные маршруты пока пользуются не таким большим спросом, как автобусные экскурсии. С расширением флота, а также с внедрением новых ресурсов в судоходную отрасль, вероятно, туристы начнут обращать особое внимание и на водный вид отдыха»,— подчеркнул эксперт. Господин Зотиков отметил также, что модернизация возможна только при активном участии и вложениях государства, так как частным предпринимателям обновлять и реконструировать судоходные мощности в одиночку «практически невозможно».

Василий Вавилов (развивает туроператора «Доступный Урал» и глэмпинг «Горы. Реки») считает, что шансы на полноценное восстановление появились у местного речного флота ввиду геополитических изменений. «В 1990-е годы содержать инфраструктуру не представлялось возможным из-за отсутствия финансирования, однако за прошедшие тридцать лет многое изменилось,— говорит эксперт.— Государство вновь стало задумываться о субсидировании отрасли, начали появляться проекты по возрождению речного флота. Это логичный и закономерный процесс, учитывая, что Пермский край богат реками. В интересах власти — использовать их потенциал для туризма».

Представители туристической отрасли утверждают, что уверенная финансовая поддержка водного туризма качественно скажется на развитии других инфраструктурных направлений региона. По словам представителя управляющей компании «Дом Хоспиталити» (гостиницы Holiday Inn Perm, Apri Hotel, «Полет») Сергея Сташкова, вместе с активным развитием речной инфраструктуры может возрасти спрос на гостевое размещение. «У путешественников появится необходимость и желание задержаться в регионе, чтобы изучить достопримечательности»,— полагает отельер. При этом, считает господин Сташков, Пермский край — подходящее место для любых категорий туристов с разными предпочтениями и бюджетом.

Владелец отелей New Star и City Star Александр Полев не отрицает вероятную прибыль гостиничного бизнеса от развития водного вида туризма, однако отмечает, что реализация инвестпроектов в сфере водного туризма может затянуться на долгие годы. «Главное, чтобы все проекты по возрождению водной инфраструктуры сопровождались сплоченной и качественной работой властей и предпринимателей, иначе проблемы могут возникнуть как со сроком реализации планов, так и с их качеством»,— пояснил господин Полев.

Василий Вавилов уверен, что результаты развития водного туризма оценят как гости региона, так и местные жители. «Пермь является конечной точкой в круизах из Москвы или Казани. Развитие водных маршрутов даст возможность задержаться в крае еще на несколько дней, за счет чего бюджет региона пополнится дополнительными налогами, в частности туристическим. Кроме этого, развитие речной отрасли качественно скажется и на уровне жизни населения — появится больше рабочих мест»,— убежден туроператор. Господин Вавилов подчеркнул, что кроме крупных вложений туризм нуждается в правильной рекламе и стратегиях маркетинга.

Анастасия Леонтьева

Вся лента