На пути к цифровому водоканалу:
этапы и перспективы

В «НОВОГОР-Прикамье» речь о цифровизации процессов зашла почти с первых дней работы компании. Более предметно к этой теме подошли в 2013 году, когда начали разрабатывать автоматическую информационно-аналитическую систему (АИАС) для обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения. Сейчас компания продолжает внедрять цифровые технологии, используя прогрессивные подходы для решения вопросов управления и обеспечения качества услуг.

Автоматизировать

Более десяти лет назад специалисты «НОВОГОРа» в информационной системе предприятия стали вести учет самых разных аспектов деятельности компании: от обращений горожан до управления инцидентами на сетях, всего по 17 направлениям. Тогда было решено создать единый программно-технический продукт для комплексной автоматизации и информационно-аналитического обеспечения всей деятельности.

Николай Зверев, главный специалист по развитию систем производственного учета инвестиционного управления ООО «НОВОГОР-Прикамье», стоявший у истоков этого процесса, рассказал, что на первом этапе шел сбор данных, было создано электронное хранилище документов. На втором этапе разработали и внедрили планирование работ, проводимых собственными силами, учет деятельности, которую выполняют подрядные организации, а также различных технических документов. Третий этап был посвящен разработке системы планирования и ее интеграции со всеми подразделениями предприятия.

Например, сейчас в АИАС создается заявка об инциденте на участке сети водоснабжения. Затем все документы собираются в электронном виде – о его принадлежности, о проведенных работах, составах бригад, материалах и транспортных средствах. Незаменимую роль АИАС играет в работе центральной диспетчерской службы. С ее помощью диспетчер одновременно выдает задание подразделениям и контролирует процесс работ от начала до завершения, так как передача всей информации происходит в электронном виде. Это же касается и специалиста на объекте, который с помощью планшетного устройства докладывает о ходе работ в диспетчерскую.

Пробовать и внедрять

Опыт внедрения автоматизированной информационно-аналитической системы в компании «НОВОГОР-Прикамье» вызвал интерес и других предприятий, входящих в группу компаний «Российские коммунальные системы» (РКС). На основе разработанной в Перми АИАС была создана система управления производственными активами «ПромАктив», которую активно начали применять и в других регионах, входящих в сферу деятельности РКС. Пермь, помимо того что стала пилотным городом для внедрения технологических стартапов в области цифровизации, также первой запустила в действие новую систему управления.

По словам Николая Зверева, система управления основана на ролях, где каждый сотрудник имеет свой набор данных, необходимых для принятия оперативных и эффективных решений. Все направлено на минимизацию времени обработки и исключение лишней информации из фокуса внимания специалистов. Диспетчеры получают полный обзор всех данных, начальники цехов водоснабжения видят информацию о воде, а начальники участков получают ее только о своем районе. Это позволяет каждому специалисту иметь доступ только к необходимым данным для быстрого принятия решений.

Развивать

В 2023 году «НОВОГОР-Прикамье» реализовал полный комплекс интеграционных решений, и система начала работать как единое целое. В результате компания создала электронное хранилище документов для всех информационных систем. Николай Зверев считает, что преимуществами такого подхода являются оперативность и точность передачи информации и это оказывает прямой положительный эффект на работу всей компании. Ежегодно на предприятии обрабатывается более 35 тыс. первичных документов, и внедрение электронного хранилища и документооборота позволяет сэкономить и время, и ресурсы.

«ПромАктив» также позволяет планировать и контролировать ресурсы, загруженность бригад и использование транспорта. Алексей Политов, технический директор ООО «НОВОГОР-Прикамье», рассказал, что за счет этого компания фиксирует экономию в материальных затратах в размере 5–10% ежегодно. Кроме того, разработанная методология позволяет прогнозировать состояние объектов, определить вероятность отказа и возможный ущерб со-оружениям, а также определить приоритеты для их ремонта и включения в инвестиционную программу.

Компания продолжает совершенствовать свою деятельность, и сейчас работает над проектом централизации и автоматизации управления производством (ЦАУП). По словам Алексея Политова, ЦАУП консолидирует все информационные системы, работающие в компании, в единую. Задача ЦАУП состоит в автоматизированном анализе всей совокупности данных и формировании наиболее эффективных решений для управления технологическим процессом. Создаваемая система позволит в режиме реального времени контролировать работу оборудования, чтобы владеть текущей ситуацией во всей системе ВиВ. Созданная интер­активная карта города уже отображает всех потребителей компании, включая социальные объекты, и дает возможность оперативно реагировать на любые нестандартные ситуации. Таким образом, передача информации цифровым путем делает работу всех подразделений водоканала более оперативной, а значит, водоснабжение в городе – более стабильным. ЦАУП будет способствовать и принятию обоснованных решений для развития коммуникаций на том или ином участке города, используя и аналитические, и оперативные данные.

ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья»

Реклама

Вся лента