Халатность настигла психиатра
Врач Виталий Балуев осужден по делу «борского стрелка» и освобожден от наказания
Советский районный суд Нижнего Новгорода вынес обвинительный приговор врачу-психиатру Виталию Балуеву, обвиненному в халатности, повлекшей гибель людей. В 2020 году, проводя освидетельствование, он разрешил 18-летнему студенту Даниилу Монахову получить справку и разрешение на оружие. После этого студент купил ружье, убил в поселке Большеорловское троих человек и застрелился сам. По версии следствия, психиатр должен был выявить у юноши некое расстройство психики. Защита просила оправдать врача, говоря, что он не являлся должностным лицом и не мог предвидеть, что внешне здоровый человек является последователем экстремистской идеологии скул-шутинга «Колумбайн». Суд приговорил врача к полугоду заключения в колонии-поселении и сразу же освободил от наказания, зачтя срок ареста.
В суде Советского района завершился процесс по делу бывшего врача психиатрической больницы №2 Виталия Балуева. Его обвинили по ч. 3 ст. 293 УК РФ в преступной халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц. По данным следствия, в 2020 году психиатр, подрабатывая в частном медцентре «Эксперт», во время медосмотра разрешил студенту Данилу Монахову получить справку для покупки оружия.
Пройдя врачей и получив в Росгвардии разрешение, юноша купил ружье Hatsan еscort и 130 патронов с картечью. В середине октября 2020 года, взяв свое ружье и прихватив отцовский дробовик, Даниил Монахов открыл стрельбу из двух стволов по людям в поселке Большеорловское Борского района. Студент приехал туда в гости к своей бабушке Галине Монаховой. Она погибла первой, пытаясь остановить вооруженного внука. На улице он стал стрелять по машинам и случайным прохожим, затем скрылся и застрелился недалеко от поселка.
В результате этого преступления погибли три человека. Еще двое жителей получили огнестрельные ранения, но выжили.
Уголовное дело по убийству жителей Большеорловского в отношении Даниила Монахова, получившего прозвище «борский стрелок», было прекращено в связи с его смертью. На следствии выяснилось, что учась в нижегородской школе №101, подросток страдал депрессией и пил антидепрессанты. У него был врожденный порок сердца, после операции он получил инвалидность, отношения со сверстниками не складывались. Юноша увлекся экстремистской идеологией массового расстрела в американской школе «Колумбайн», смотрел видеоролики и повесил на свой аккаунт в соцсети фото одного из школьников – организаторов преступления.
В 2019 году Монахов рассказывал своему однокласснику, что хочет взорвать самодельную бомбу в школьной столовой и устроить стрельбу на выпускном. Однако весной 2020 года школа временно закрылась из-за эпидемии коронавируса, всех учеников перевели на дистанционное обучение. Сигналы о деструктивном поведении юноши педагоги довели до силовиков, и сотрудники ФСБ провели с ним профилактическую беседу. Однако школьник заявил, что это была шутка.
После самоубийства психиатр Виталий Балуев стал единственным обвиняемым, чьи действия, по мнению следствия, способствовали получению студентом разрешения на приобретение огнестрельного оружия и стрельбе по людям.
Гособвинение считает, что при осмотре врач должен был выявить у Даниила Монахова эмоционально неустойчивое расстройство личности. Врач утверждал, что это в ходе краткого осмотра выявить невозможно.
По словам адвоката Артема Никитина, следствие не определило диагноз «борского стрелка», он не состоял на учете, а психолог в призывной комиссии военкомата также не нашел у него каких-либо отклонений по психическому здоровью. «Следствие не установило, что должен был выявить Балуев при осмотре Монахова, какая именно симптоматика у него была. Психиатры говорят, что даже если человек был болен, у него внешне это могло никак не проявляться»,— отметил Артем Никитин. Он убежден, что в действиях психиатра не было ни события, ни состава преступления. Кроме того, Виталий Балуев не являлся должностным лицом. Соответственно, он не мог нарушить каких-то должностных инструкций. Это подтвердил главврач психиатрической больницы №2 Нижнего Новгорода на судебном допросе.
Также в суде выяснилось, что в частном медцентре «Эксперт», где подрабатывал Виталий Балуев, помещение, где он проводил медосмотр, не было лицензировано со стороны психиатрической больницы, и она в данном случае не являлась исполнителем услуг. Поэтому защита просила оправдать психиатра.
Гособвинение, напротив, посчитало, что обвиняемого в халатности надо наказать трехлетним условным сроком и запретить ему врачебную деятельность.
В итоге суд приговорил Виталия Балуева к шести месяцам заключения в колонии-поселении и освободил от этого наказания, зачтя срок задержания, а также время, проведенное врачом в СИЗО и под домашним арестом.
Осужденный медик пока не решил, будет ли он обжаловать такой приговор. По словам защитника, врач морально очень устал. Его начали судить в конце 2021 года, потом суд возвращал уголовное дело прокурору из-за нарушений следствия, но прокуратура обжаловала возврат и вновь направила материалы другому судье. Сейчас Виталий Балуев ушел из психиатрии и работает в травмпункте.