«Здесь есть храмы, дома с историей, музеи, и пирог курник готовят шедевральный»

Петр Воронков — о Скопине

Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о городе гончаров в Рязанской области.

Фото: Марина Круглякова / ТАСС

Скопин сегодня, небольшой городок в Рязанской области. На его гербе изображена хищная птица cкопа, говорят, раньше она водилась здесь в изобилии. Хотя с гербом не раз выходили казусы: художники российского геральдмейстерства не знали, как выглядит скопа, поэтому птица выходила похожей то на цаплю, то на лебедя. Зато местные гончары изображали ее в своих поделках максимально точно, образ гербовой птицы любим ими до сих пор.

Говорят, что гончарный промысел, примитивная посуда и другая утварь из обожженной глины, появились здесь раньше, чем сам город. А после того как сын местного умельца Федор Оводов подглядел секреты изготовления цветных глазурей у липецких мастеров, родилось настоящее искусство. Тогда же на воротах дома Оводовых появился разноцветный керамический лев, посмотреть на которого приезжали даже зеваки из Рязани. Еще один мастер сделал из глины такой самовар, что ни в жизнь не отличить от медного. Вот тогда и пошла гулять молва о скопинской керамике. Предприимчивые купцы стали телегами и возами отправлять ее в Москву и Санкт-Петербург, в обеих столицах прошли выставки. Потом Европа, Всемирная выставка в Париже. Сегодня мало таких туристов, кто уезжает из Скопина без сувенира.

Местный промысел всегда отличался исключительной смелостью пластических решений, буйством фантазии, оригинальными формами сосудов, подсвечников, скульптур. В общем, это действительно красота. Удивился я, когда узнал, что Скопин не входит в топ туристических направлений. Здесь и храмы интересные, и есть дореволюционные дома с историей, и музеи, и природа, и пирог курник готовят шедевральный. Плюс легенды, традиции, сказания, дух захватывает.

Единственное, что резануло, это названия улиц: какое-то полное собрание революционных героев. От Владимира Ленина, у которого, как водится, и площадь, и улица, и памятник до его супруги и соратницы Надежды Константиновны Крупской — у нее улица, проезд и переулок. А еще улицы Михаила Калинина, Николая Щорса, Моисея Урицкого, Василия Чапаева и других. Обычно я спокойно отношусь к таким историям, но здесь явный перебор. И ни одного, по-моему, имени из прославленных местных умельцев. Хорошо, если ошибаюсь, ведь Скопин еще часто называют городом гончаров.

Вся лента