Бюджет в руках школьника
Результаты петербургского проекта инициативного бюджетирования
В Санкт-Петербурге уже пять лет действует проект «Твой бюджет в школах». Благодаря ему старшеклассники получают возможность воплощать в жизнь свои смелые идеи и участвовать в развитии собственной школы. Инициативная группа учащихся придумывает проект творческого пространства, в котором нуждается. А на его реализацию из бюджета выделяются средства. Что удалось создать и как работает данный проект — рассказываем в материале.
Пилотный проект школьного инициативного бюджетирования стартовал в 2019 году. Тогда вовлекли учеников старших классов 28 общеобразовательных школ. Во время пандемии проект «заморозили», а в сентябре 2021 года возобновили. На тот момент было привлечено 59 учреждений в 12 районах. С 2022 года проект масштабировали на все 18 районов, и ежегодно к участию подключается порядка 90 школ.
«Благодаря проекту "Твой бюджет в школах" петербургские ученики получают возможность самостоятельно выбрать, как потратить средства, выделенные на развитие школы. Ребята создают места, которые им интересны: музыкальные и ТВ-студии, специализированные классы, зоны отдыха и творчества, многофункциональные пространства. Всего реализовано уже 60 инициатив, еще около 30 мест откроется до конца этого года. В 2025 году выделим 90 млн рублей на реализацию 30 новых идей наших школьников»,— говорит губернатор Александр Беглов.
По словам главы города, проект растет не только количественно, но и качественно. А опыт Санкт-Петербурга неоднократно отмечался Минфином России и входит в Каталог лучших практик инициативного бюджетирования.
Стартовали в начале учебного года
В петербургской гимназии № 155 открылось многофункциональное пространство для внеурочной деятельности. Авторы постарались создать творческую атмосферу: на стенах висят шахматные доски с разыгранными сложными партиями и картины самих учеников, в пространстве удобные диваны и организованы места для командной работы. Старшеклассники говорят, что планируют проводить здесь хакатоны и телемосты. А каждый понедельник устраивать «Завтрак с директором». Также в пространстве заработает дипломатический клуб и школа журналистики.
«Пожалуй, самым сложным в реализации проекта был поиск компромиссных решений. Я научился работать в команде»,— поделился один из авторов проекта.
В школе № 644 в Приморской районе открылось два многофункциональных пространства, над наполнением которых работали школьники 9Л класса.
Первая зона посвящена инициативам волонтерства. В помещении поставлен большой проектор, телевизор, удобные диваны, которые вписаны в специальные арки, а на стенах висят постеры с необходимой информацией, предусмотрено место для игровых занятий. Как рассказала журналистам одна из учениц, пространство организовано так, чтобы ребята могли слушать лекции и совместно работать над волонтерскими проектами. «У нас запланированы семинары, игры, волонтерские мероприятия. Также ребята сами могут предложить тематику занятий»,— делится одна из учениц.
Более сдержанно оформлена зона финансовой грамотности. «Мы огородили часть коридора, дополнили пространство передвижными столами с встроенными микрофонами, чтобы можно было трансформировать зону под определенные мероприятия, поставили стулья. Есть доска и телевизор. Также для нашего проекта мы купили все необходимое, чтобы организовывать финансовые бои. Например, ноутбуки, специализированные игры и пособия»,— рассказывает ученик.
В разговоре ребята выразили благодарность проекту за то, что он помогает реализовывать самые смелые идеи.
В школе № 450 в Зеленогорске открылось творческое пространство Avant Art. «Я убежден, что оно станет местом, где каждый ребенок сможет найти занятие по душе и раскрыть свой потенциал, стать более уверенным в себе, научиться работать в команде и развивать свои индивидуальные таланты. Думаю, что место будет отправной точкой для многих будущих успехов и достижений наших детей»,— выразил надежду Александр Забайкин, глава администрации Курортного района.
В зоне есть студия записи и обработки видео, зрительный зал на 32 места, экран для просмотра проектов, коворкинг с большим столом в центре, где ребята могут заниматься совместным творчеством.
В школе № 60 Выборгского района был открыт медиацентр «60 кадров». В пространстве оборудована профессиональная кабина для звукозаписи и монтажная станция. Учащиеся могут создавать репортажи и фильмы о школьной жизни.
«У нас много ребят, которые хотели заниматься звуком и видео. Свои идеи они озвучили, подготовили проект, теперь у нас появилось такое место, где они могут профессионально заниматься тем, что им нравится»,— пояснил руководитель медиастудии Илья Чуватов.
Дальше — больше
Новый цикл проекта стартовал 13 сентября 2024 года. Среди учителей и наставников был проведен тренинг на тему «Технологии инициативного проектирования в школе». Затем для школьников провели форсайт-сессии: лекции и презентации о том, как формировать образ будущего и грамотно интегрировать идеи в проекты.
Почти весь октябрь был посвящен формированию, сбору и экспертизе проектов, сгенерированных учениками. Это непростой этап, так как проектов очень много. Так, в 2023 году успешно прошли экспертизу и были выдвинуты на этап общешкольных голосований 356 проектов.
Общешкольные голосования пройдут с 11 по 13 ноября на соответствующем портале. По результатам будет отобрано 90 проектов.
На финальном этапе в декабре проекты представят на суд городской экспертной комиссии, в состав которой входят представители комитета финансов Санкт-Петербурга, комитета по образованию, администраций районов Санкт-Петербурга, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, СПБГЭУ, НИФИ Минфина России.
Каждый эксперт будет оценивать проект по пяти критериям: актуальность, креативность, вовлеченность школьников, проработанность и качество презентации. Победителями станут проектные команды, набравшие наибольшее число баллов по всем критериям.
На реализацию 30 проектов-победителей в 2025 году в городском бюджете предусмотрено 90 млн рублей. Сумма финансирования одного проекта составит до 3 млн руб. Средства будут реализованы в рамках субсидий бюджетным организациям.
Спектр задач
Данный проект позволять решать целый спектр важных задач. Во-первых, это инструмент по качественному совершенствованию объектов школьной инфраструктуры, улучшению учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, он несет образовательную функцию. Так, у ребят развиваются новые надпредметные навыки, в том числе финансовая грамотность, знания о формировании бюджета на уровне школы и города. А также навыки проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач в процессе принятия бюджетных решений. Важны и приобретаемые коммуникационные и презентационные навыки. В-третьих, это стимуляция активной и ответственной гражданской позиции.