Туристам добавляют сборов «за границу»

Чем объясняется предложение ввести пошлину для выезжающих за рубеж россиян

С покупателей заграничных туров предложили взимать новый сбор, и это не налог «на выезд», а помощь самим организованным туристам. Вся проблема в отсутствии единого государственного фонда, который мог бы помочь при банкротстве операторов, уверены в Российском союзе туриндустрии. Сейчас деньги откладывают сами компании, и накопились большие суммы, но их, например, нельзя инвестировать, а потому миллиарды «висят мертвым грузом», сообщил “Ъ FM” президент РСТ Илья Уманский.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

По мнению главы Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, систему необходимо реформировать, в том числе за счет клиентов операторов. По его словам, размер нового сбора не будет для них ощутимым: «После 2022 года наши страховые компании потеряли возможность перестраховывать свои риски за рубежом. И поскольку ответственность у них большая, возникают серьезные сложности с тем, чтобы ее застраховать. Страховщики очень часто в этом отказывают. Кроме того, в фондах персональной ответственности крупных туроператоров объем средств подходит к 1 млрд руб., который выдернут, по сути, из оборота, из бизнеса. Эти средства мертвым грузом лежат на счетах. Конечно, государство в целом не очень поддерживает инициативу по снижению этой планки, потому что она еще в большей степени ослабит гарантии для туристов.

Альтернативой мог бы быть не отдельный фонд у каждого туроператора, а некая общая структура, куда могли бы перечисляться деньги за каждый приобретенный тур.

Сумма сбора, по нашим подсчетам, может быть очень невысокой, в пределах 100 руб. с каждой приобретенной путевки. Причем этого хватило бы для того, чтобы в первый год набрать больше 1 млрд руб. В настоящий момент отрасль сама отвечает перед туристами в случае, например, банкротства компании. Здесь же, если речь о государственном фонде, важно, чтобы государство брало ответственность за выплаты. Это история про реформирование текущих инструментов в интересах снижения нагрузки на бизнес и защищенности потребителя. Точно не про введение новых налогов».

В другом крупном отраслевом объединении — Ассоциации туроператоров России — не стали комментировать предложение коллег из РСТ. Но отдельные игроки рынка подтверждают, что проблема с неэффективностью фондов персональной ответственности давно назрела. При этом у существующей «Турпомощи» недостаточно полномочий, отметил зампредседателя совета директоров холдинга Jet Travel Максим Приставко: «Практика показывает, что персональные гарантии и страховки не работают: или они избыточны для тех туроператоров, которые работают надежно и на больших объемах, или недостаточны для тех компаний, которые находятся в сомнительной ситуации.

На моей памяти буквально по пальцам одной руки можно посчитать случаи, когда у операторов возникали проблемы и этот закон позволял полностью выплатить компенсации туристам. Как правило, они составляют 3-5%, максимум 10% от потерянных туристами средств. "Турпомощь" — это общая копилка всех туроператоров выездного туризма. Но дело в том, что у нее очень ограниченный функционал. Они в очень небольшом количестве проблемных случаев могут подключаться, использовать свои фонды для помощи клиентам. То есть у них очень ограниченные возможности, хотя организация работает очень хорошо, очень правильно все делает, но функционал у них совершенно недостаточный».

Предлагаемый РСТ сбор авторы идеи назвали «своеобразным туристическим аналогом экспортной пошлины». По их мнению, дивиденды от вложенных средств можно было бы направить на развитие внутреннего туризма.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Корякин

Вся лента