Время материально
Hublot меняет природу вещей
Накануне открытия Geneva Watch Days марка Hublot пригласила журналистов к себе на мануфактуру, построенную на окраине швейцарского городка Ньон.
Штаб-квартира Hublot состоит из двух зданий. В одном засели часовщики, в другом — алхимики.
Все часовые мануфактуры на первый взгляд похожи друг на друга, как счастливые семьи. Но мастера Hublot не зря придумали себе девиз «Be first, be unique, be different». У них слава создателей невиданных в часовом деле ранее материалов и их самых удивительных сочетаний.
Сама марка Hublot родилась как сочетание несочетаемого, первые же часы поразили публику контрастом черного каучукового ремешка и золотого корпуса. Золото и резина — что может быть удивительнее этого соседства. Но человек, прославивший марку, Жан-Клод Бивер, увидел в этом основу философии марки, «фьюжен» Hublot.
Его идея сочетаний дала возможность на основе одной базовой модели каждый год выпускать десятки разнообразных серий. Для одних работают художники, другие посвящаются спортсменам, а вот для третьих придумывают специальные материалы, вроде высокотехнологичных, нанесенных на металл, тканевых узоров или твердого, как алмаз, Magic Gold. Или яркой цветной керамики. Или кварцевого стекла собственного разлива.
О создании «магического золота» нам рассказали сотрудники департамента новых материалов. Обычное 18-каратное золото, применяемое для часовых корпусов, на три четверти состоит из чистого золота и на одну четверть из другого металла. Чтобы повысить прочность золота, металл заменили керамикой. На один килограмм материала приходится 750 граммов чистого золота и 250 граммов керамики. Керамика действует как губка, в которую под давлением и при определенной температуре впрыскивается золото. Так создается Magic Gold, из которого затем изготавливаются часовые корпуса. Это тоже непростая работа — сопротивление революционного золота слишком велико.
Вторую «золотую медаль» Hublot выиграла в разработке керамики ярких цветов. Вдохновленные цветами Ferrari, с которой Hublot в те годы сотрудничала, дизайнеры хотели получить красную и желтую керамику. Первым шагом было обращение к главным в мире специалистам по керамике. И корейцы, и японцы отказались взяться за такую работу, заявив, что это невозможно.
Традиционная керамика, применяемая в часовом деле, была черной, технология не предполагала изменения цвета. Поэтому Hublot решила начать с белой керамики на основе оксида циркония. Идея заключалась в добавлении в керамическую смесь красящих пигментов, способных выдерживать высокие температуры, таких как оксиды металлов. Однако они сгорают при температуре около 1000 градусов, тогда как для создания керамики требуется нагрев до 1700 градусов. Были сделаны попытки ограничить температуру до 1000 градусов, компенсируя недостающие 700 градусов давлением в 600 тонн на квадратный сантиметр. Это принесло некоторые успехи, но ярких цветов все равно не получилось.
Прорыв в создании красной керамики произошел случайно. Во время одной из попыток, устав от неудач, команда оставила печь включенной и задержалась после обеда на три лишних часа. Здесь можно было бы написать трактат о пользе для науки послеобеденного кофе и дижестива, но важно то, что, вернувшись, технологи неожиданно обнаружили в печи кусочки ярко-красной керамики. Механизм ее получения удалось понять не сразу: белый наполнитель при высокой температуре постепенно становился прозрачным, и оставался видимым лишь красный пигмент. Так Hublot стала первой компанией, создавшей керамику яркого цвета.
Теперь марка вплотную занимается совершенствованием технологии изготовления сапфирового стекла. Обычными его поставщиками были китайцы и русские, сейчас им надо найти хотя бы временную замену. Похоже, это удалось — на фабрике нам показали свежевыпеченные стеклянные слитки, формой напоминающие сахарные головы, которым научились придавать цвет по желанию дизайнеров. Или по желанию технологов. Директор производства Рафаэль Нюссбаумер, который занимается в Hublot запуском новых часов, подчеркивает, что у технологов марки нет ограничений: «Единственная наша к ним просьба — сделать новый материал поудивительнее, а уж мы придумаем, как его использовать».