Все как у больших
Микробрeнды на Geneva Watch Days
На всех последних женевских салонах — и нынешние Geneva Watch Days (GWD) не стали исключением — появились внушительные экспозиции марок, которые теперь принято называть микробрендами. Речь не об объеме производства или количестве сотрудников. В конце концов, ателье давно известных «академиков», членов AHCI, тоже не блещут тысячными тиражами и сотнями часовщиков. Речь идет о принципиально новом явлении в часовом деле: небольших брендах, предлагающих свою продукцию по очень скромной по меркам индустрии стоимости.
Совершенно необязательно, что они имеют азиатское происхождение. На GWD 2024 хватало европейцев, пользующихся географической близостью к швейцарским производителям механизмов. «Многие любители часов недовольны большими марками, которые постоянно повышают цены и не могут найти общий язык с новой публикой»,— объясняет француз Гийом Леде, возродивший Nivada Grenchen и Vulcain. Он сожалеет, что не смог пополнить свою коллекцию Universal Geneve еще одной «спящей красавицей», недавно купленной Breitling.
Стратегия микробрендов проста: доступные «настоящие швейцарские» механические часы, что зачастую проявляется в «винтажном» духе коллекций. При этом они находят в истории очень интересные и современные решения, как, например, поступили в этом году дизайнеры Nivada Grenchen. Они вспомнили, что в 1960-х в женской коллекции Coloroma VI были использованы сменные цветные безели. Применив это к мужским часам, Nivada Grenchen выпустила Chronomaster Broad Arrow со сменными безелями разных цветов, способными легко изменить облик часов — большой соблазн для коллекционера.
Авангард 1970-х возрождает Amida — возобновленный бренд «водительских» часов. Давно подмечено, что, если левая рука лежит на руле в положении «11 часов», как рекомендуют методички по вождению, удобнее всего считывать показания времени не с верхней плоскости, а с торца часов. Этими эргономическими соображениями руководствовались и Girard-Perregaux, и Hamilton, и бренд Amida, представивший свою механическую модель Digitrend в Базеле в 1976-м. За три года до того он получил патент на Light Reflecting Display, то есть горизонтально расположенный часовой механизм с двусторонним призматическим стеклом, позволяющим проецировать данные дисковых показателей часов и минут на расположенный вертикально к пользователю индикатор.
Не далее чем в прошлом году конструкция была возобновлена вновь пришедшими предпринимателями (оригинальная марка не вынесла натиска кварца и «заснула» в 1979-м). Пока выпущена и уже распродана в сети единственная модель Digitrend Steel на базовом механизме Soprod в стальном корпусе размером 39 х 39,6 мм и толщиной 15,6 мм на стальном браслете или ремешке из алькантары. Судя по всему, у инициаторов возрождения еще много идей, так что мы увидим Amida в черном PVD-покрытии, титане и прочих материалах, если подвернутся временно свободные производственные мощности.
Французская марка SpaceOne, принадлежащая тому же Гийому Леде в компании с Тео Офре, возникла совсем недавно, и нынешние GWD были для нее лишь третьей международной выставкой. Вместе с талантливым дизайнером Оливье Гамьетом марка придумала для своих часов авангардный «космический» концепт.
К счастью или сожалению, он напоминает модели марки De Bethune, притом что разница в цене — в 20–30 раз (€2–3 тыс. против €60 тыс.). Уже распродана модель Jumping Hours, напоминающая эффектные De Bethune Dream Watch 5 2014 года и производящая (особенно с учетом цены) довольно сильное впечатление на рынке. В конце прошлого года в Париже была представлена вторая модель — Tellurium, с указателями взаимного расположения Земли, Луны и Солнца.
Продолговатый корпус диаметром 42 мм и толщиной 16 мм сделан из титана, механизм — производства Soprod, который становится одним из важных поставщиков покупных калибров для микробрендов и одним из условий их существования, циферблат — из авантюринового стекла. Это уже явно более авторский проект, хотя от сравнения с общей стилистикой De Bethune никуда не деться. Чувствуется, что микробренды еще не раз поразят нас удивительным соотношением оригинальности и цены. Следите за соцсетями, где они анонсируют свои новинки.