Свет из табакерки

Posie реставрирует драгоценности

Государственный Эрмитаж и ювелирный дом Posie представили проект реставрации пяти предметов из Галереи драгоценностей музея, сделанных Иеремией Позье — придворным мастером трех российских императриц, создателем Большой императорской короны и автором многих ювелирных шедевров.

Заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Эрмитажа Игорь Малкиель

Фото: предоставлено Posie

Ювелир франко-швейцарского происхождения Жереми Позье, которого в России звали Иеремией, работал по заказу для Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, правительницы-регента Анны Леопольдовны, императора Петра III. Сегодня его работы хранятся в Алмазном фонде Кремля и Галерее драгоценностей Эрмитажа.

Реставрационный проект стал первой частью масштабной культурно-просветительской программы #вСвете Posie, запущенной брендом весной 2024 года и направленной на изучение, сохранение и развитие российских ювелирных традиций, а также поддержку молодых талантов и инициатив в области исследования истории ювелирного искусства.

Ювелирные изделия для реставрации выбирали под руководством заведующей отделом западноевропейского прикладного искусства и хранителя Галереи драгоценностей музея Ольги Костюк. Повезло табакеркам и мушечницам 1740–1760-х годов. Табакерок выбрали три. Одна из них — с рубинами фигурной формы, покрытая чеканкой и орнаментами из бриллиантов и рубинов. Другая — с корзиной цветов, декорированная чеканными узорами и изображением цветочной корзины из бриллиантов и сапфиров на крышке. Третья — с вензелем императрицы Елизаветы Петровны из чеканного золота с бриллиантами. Мушечниц две: прямоугольная с двуглавым орлом зеленой эмали и бриллиантовым узором на затворе и круглая с изображением двуглавого орла черной эмали и бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны на крышке.

Реставрацию проводил Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Эрмитажа. «Позье филигранно владел многими ювелирными техниками и технологиями своего времени и во многом был новатором. Некоторые предметы и сейчас воспроизвести сложно,— рассказывает господин Малкиель.— Самой трудоемкой для реставрации оказалась табакерка с двуглавым орлом. Она имела повреждения: были утрачены фрагменты эмалей, для восполнения которых мы использовали обратимые керамически армированные композиты, отверждаемые с помощью ультрафиолета». Едва ли не для каждого предмета надо было выработать особенную тактику реставрационных работ.

Чтобы подобрать правильную технику реставрации, пять драгоценных предметов сначала отправили на подробную экспертизу. Оказалось, что в табакерках бриллианты и сапфиры были подсвечены фольгой с красочным слоем, зеркала в мушечницах были покрыты серебряной ртутной амальгамой, которая в результате испарения ртути постепенно разрушалась и отслаивалась, а для закрепки бриллиантов в кастах использовали мягкие припои олова и свинца и иногда природный воск.

«Реставрация украшений важна не только сама по себе. Она позволяет разгадывать технологические загадки ювелиров и реставраторов прошлого,— продолжает Игорь Малкиель.— Благодаря этому процессу в музее создается целая библиотека технических приемов. В будущем это поможет и в определении подлинности, и в дальнейшей реставрации экспонатов, которые только приобретаются музеем».

Специалисты реставрационной лаборатории Эрмитажа отчистили налет на золоте, восстановили разрушенные эмали и зеркала, крепления драгоценных камней, убрали состарившиеся и частично разрушившиеся мягкие припои и восковые закрепки и восстановили былой блеск изделий.

Подарочные табакерки, букеты из драгоценных камней в вазочках и парадные регалии, главной среди которых стала Большая императорская корона, считаются эталонными работами Иеремии Позье. А отличительными особенностями его стиля — великолепная гравировка декора, полировка внутренних поверхностей изделий, подрезка кастов, сложная закрепка и использование серебряной подкрашенной фольги для лучшей игры света в драгоценных камнях, применение глухой, расписной и прозрачной эмали и сочетание полированного и матового золота.

Posie чествует творчество блистательного Иеремии Позье, а также целой плеяды «бриллиантовых дел мастеров», которые способствовали формированию национального ювелирного стиля. Бренд громко заявил о себе коллекцией высокого ювелирного искусства «Волшебные сказки», придуманной совместно с дизайнером Михаилом Барышниковым. Презентация украшений прошла в Государственном историческом музее в рамках выставки «Записки ювелира. Бриллиантовая история», рядом с драгоценностями российских императриц: шкатулками, табакерками и другими предметами из собрания музея, а также Алмазного фонда Кремля и Галереи драгоценностей Эрмитажа. На выставке была даже копия Большой императорской короны, которую Позье создал по заказу Екатерины II, а в 2012 году мастера ювелирной группы АЛРОСА сделали ее реплику по заказу Гохрана России.

Бренд занимается не только созданием собственных коллекций украшений. Posie начал важный культурно-просветительский проект #вСветеPosie, направленный на изучение и сохранение традиций российского ювелирного и гранильного искусства, в рамках которого сотрудничает с исследователями, историками и хранителями. Программа этой инициативы стала отличным дополнением к многолетнему сотрудничеству АЛРОСА и Эрмитажа.

«Posie примет участие в организации экспозиций и культурных мероприятий совместно с Государственным Эрмитажем, а также поддержит издательские программы музея,— говорит Ирина Морозовская, генеральный директор ювелирной группы АЛРОСА.— Реставрация пяти ювелирных шедевров великого мастера, положившая начало проекту, продолжится исследовательской работой, направленной на изучение богатых музейных архивов».

Екатерина Зиборова

Вся лента