Драгоценные крылья

Ilgiz F. в Музее Фаберже

В Музее Фаберже открылась выставка Ильгиза Фазулзянова «На свет из темноты». Произведения ювелира уже показывали в Музеях Московского Кремля («Драгоценности, вдохновленные природой», 2016), в Музее современной истории России («Лукоморье», 2022), в одном из павильонов ВДНХ («Эмоции. Магия», 2022), в музее-заповеднике «Петергоф» («Пробуждение», 2024). Теперь работы Ilgiz F. из золота, цветных камней и эмали — а Ильгиз Фазулзянов прославился в первую очередь как виртуозный мастер по работе с разными видами эмали — выставлены в залах Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

«Наш музей хранит наследие выдающегося ювелира Карла Фаберже, широко известного во всем мире мастера, который возвел ювелирное дело на пьедестал искусства,— говорит президент фонда «Связь времен» и Музея Фаберже Владимир Воронченко.— Мы рады принять в пространстве музея выставку современного автора Ильгиза Фазулзянова, имя которого так же заслуженно обрело международную известность. Совмещая в своих работах традиции прошлого и уникальные современные технологии, художник создает произведения ювелирного искусства высочайшего уровня».

На выставке в залах Шуваловского дворца на набережной Фонтанки можно увидеть около 100 драгоценностей, главным образом брошей. Каждая из них — образец ювелирной работы высочайшего качества. Это касается литья, закрепки, полировки, резьбы по камню, работы с эмалью. Впрочем, сам мастер уверен, что ювелирное изделие, пусть даже превосходно исполненное, становится произведением искусства, только если наполнено глубоким философским содержанием, воплощает видение окружающего мира. «"На свет из темноты" — это проект о пространстве внутри каждого из нас, где все замерло в ожидании света»,— говорит автор произведений.

Идея проекта «На свет из темноты» — это путешествие души, поиск себя через образ бабочки, стремящейся к свету. «Бабочка символизируют бесконечный процесс изменений, перерождений»,— объясняет Фазулзянов. Его замысел поддержан архитектурным оформлением выставки: пространство придумано как храм с прозрачными светящимися колоннами-витринами, внутри которых парят в невесомости причудливые крылатые создания и необыкновенные цветы. Выставка в Музее Фаберже стала, пожалуй, первой экспозицией Фазулзянова, в которой скрытые философские смыслы его работ становятся явными: почти каждый экспонат сопровождается цитатой. Работа над украшением в Ilgiz F. начинается не с камня, как у большинства крупных ювелирных домов, и даже не с дизайна, как у коммерческих брендов, а с переживания, которое необходимо осмыслить, воплотить и увековечить — только не на холсте, а в драгоценном металле и эмали.

Брошь в виде мотылька с прожженным крылом из газетной бумаги (на нем, кстати, хорошо читаются заголовки из передовицы «Правды») рассказывает о сиюминутности бытия. В другом украшении под крыльями бабочки, сплетенными из серебряной проволоки, прячется распятое человеческое тело с раскинутыми руками. Надпись под экспонатом гласит: «Расправь крылья и стань первым, невзирая на события, происходящие вокруг». Кульминацией пути к свету и всей выставки стал механический ювелирный арт-объект. Он представляет собой двухметровый солнечный диск со световым разломом посередине, а вокруг него — рой мятущихся бабочек с драгоценными крыльями.

Частью выставки в Музее Фаберже стала и восьмиметровая ювелирная инсталляция «Цель», посвященная проблеме исчезновения редких видов животных. 13 ювелирных объектов в виде летящих пуль по замыслу ювелира напоминают о том, что человечество идет по пути уничтожения всего живого на земле и не задумывается о последствиях.

Нина Спиридонова

Вся лента