«Юничел» ноги не кормят
Обувной холдинг продает фабрику в Златоусте за 350 млн рублей
На продажу в Златоусте выставлена обувная фабрика «Юничел-Злато», входящая в состав холдинга «Юничел». Общая площадь объекта составляет 9,9 тыс. кв. м. Фабрика оценена в 350 млн руб. Генеральный директор АО «Обувная фирма “Юничел”» Владимир Денисенко заявил, что с предложениями о покупке бизнеса к нему обратились пять потенциальных покупателей, которые могут продолжить производство обуви. По его словам, если будет принято решение о закрытии фабрики, работникам помогут устроиться на другие предприятия или предложат пройти курсы переквалификации. По мнению экспертов, российские производители обуви не выдерживают конкуренции с китайскими компаниями. Решить проблему может снижение цен и улучшение качества товара.
В Златоусте на продажу выставлена обувная фабрика «Юничел-Злато», входящая в холдинг «Юничел» (также управляет обувными фабриками в Челябинске и Оренбурге). Информация об этом появилась на сайте объявлений «Авито». Собственник планирует получить за объект 350 млн руб. Общая площадь фабрики составляет 9,9 тыс. кв. м, а земельный участок занимает 9,8 тыс. кв. м. Здание состоит из двух корпусов: четырехэтажный производственный и пятиэтажный администрaтивнo-пpоизвoдственный. На территории «Юничел-Злато» размещены трансформаторная подстанция, котельная, химический и механический цеха, гараж и склады. Собственник также согласен продать фабрику в качестве готового бизнеса по производству обуви.
Генеральный директор АО «Обувная фирма “Юничел”» Владимир Денисенко сообщил “Ъ-Южный Урал”, что рентабельность производства и продажи российской обуви гораздо ниже, чем в Китае. «Первая причина связана с такими сервисами, как Alibaba, AliExpress, Ozon и другими, через которые китайские производители продают свои товары напрямую в Россию, не оплачивая никаких налогов. Например, цена кроссовка в Китае с доставкой через маркетплейсы составит $16–18 долларов. В России же затраты на производство, налоги, логистику, зарплаты сотрудников увеличивают стоимость того же кроссовка до $45 на полке в магазине. Такие свободные стихийные продажи, которыми занимаются китайские компании через маркетплейсы, убивают наш рынок»,— отметил Владимир Денисенко. В качестве второй причины продажи бизнеса он назвал нынешнюю ставку рефинансирования Центробанка РФ, которая не позволяет привлекать заемные средства для развития бизнеса. «При рентабельности в 5–7% платить кредиты со ставкой в 28%, которую сейчас предлагают банки, это просто самоубийство»,— подчеркнул господин Денисенко. Ситуацию усугубляет и дефицит кадров — большая часть рабочей силы концентрируется сегодня на оборонных производствах, предлагающих высокие заработные платы.
Владимир Денисенко также рассказал, какая судьба ждет работников златоустовской обувной фабрики. «Идет большая совместная работа. Ни один сотрудник не будет брошен или обижен. Мы совместно с правительством Челябинской области разрабатываем вопрос о переобучении работников, чтобы предоставить им новые возможности. Кроме того, договариваемся с отделами кадров других предприятий. Мы предупреждаем работников о возможном закрытии фабрики насовсем, однако у нас есть уже пять потенциальных покупателей, которые могут продолжить производство обуви»,— отметил Владимир Денисенко.
Чтобы ситуация с продажей активов не повторилась с фабриками в Челябинске и Оренбурге, по словам Владимира Денисенко, холдинг «Юничел» займется реорганизацией и переосмыслением подходов к производству.
«Загрузка с точки зрения заказов обеспечена на ближайшие полгода. Новые покупатели сейчас предпочитают покупать обувь через маркетплейсы. Поэтому нам важно переосмыслить ассортимент и подходы к объемам производства. Планируем добавить в нашу продукцию больше индивидуальности, организовать коллаборации с брендами или проходящими в регионе событиями»,— заключил господин Денисенко.
Экономист Леонид Хазанов отмечает, что российские производители наращивают темпы производства обуви, однако китайские компании составляют им серьезную конкуренцию. «В России наблюдается рост выпуска обуви, который по итогам девяти месяцев 2024 года можно оценить на уровне 18–22%. Это обусловлено уходом с внутреннего рынка европейских игроков. Однако на их место приходят китайские компании. Теперь отечественным производителям приходится работать в условиях жесткой конкуренции»,— отметил эксперт. По его мнению, единственным выходом из ситуации для российских предприятий обуви является повышение качества товара и снижение цен на него.
ЗАО «Юничел-Злато» зарегистрировано в 1993 году в Златоусте. Должность директора компании занимает Виктор Татауров. Златоустовская фабрика входит в состав обувного холдинга «Юничел». По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2023 году ее выручка составила 299,9 млн руб., а чистая прибыль — более 19,5 млн руб. В сравнении с 2022 годом показатели увеличились примерно на 5% и 19% соответственно. На конец декабря 2023 года, по данным «СПАРКа», на предприятии работали 477 человек.