С легким партнером

Краевые власти рассказали о реализации в Прикамье четырех проектов ГЧП и МЧП

Глава краевого минэконом­развития Татьяна Чуксина рассказала депутатам Законодательного собрания Пермского края о реализации проектов в формате государственно-частного и муниципального партнерства. Всего таких проектов четыре: три спорт­комплекса и реконструкция Пушкинской бани. Все они сконцентрированы в Перми. Эксперты и представители краевых властей отмечают, что подобные проекты менее интересны предпринимателям, чем концессионные соглашения, так как по последним имеется уже наработанная правоприменительная практика, а проекты ГЧП и МЧП менее регламентированы и вызывают у потенциальных инвесторов сомнения.

Татьяна Чуксина

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Министр экономического развития и инвестиций Пермского края Татьяна Чуксина рассказала депутатам профильного комитета заксобрания о реализации в регионе проектов государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП). По словам министра, сейчас в Прикамье действуют два соглашения ГЧП и два МЧП. Все они касаются объектов на территории Перми.

В формате ГЧП в краевой столице был построен крытый многофункциональный спортивный центр (ул. Гайдара, 12б). Проект оценивается в 131,7 млн руб., в том числе частные инвестиции — 89,5 млн руб. Второй проект ГЧП — строительство и эксплуатация центра баскетбола «Аэросфера» (ул. Клименко, 26) находится на стадии «оптимизации проектных решений». «После госэкспертизы объект вышел намного дороже, чем предполагал инвестор. На сегодняшний день идет пересмотр проект­ных решений»,— пояснила Татьяна Чуксина. По ранее заключенному соглашению инвестор собирался вложить в проект 151,7 млн руб., еще 34,4 млн руб. планируется профинансировать за счет бюджета.

В рамках МЧП в Дзержинском районе Перми был построен и введен в эксплуатацию теннисный корт (ул. Подлесная, 41а). Инвестор вложил в объект 46,5 млн руб. Еще одно соглашение МЧП заключено 21 октября 2024 года и направлено на реконструкцию, эксплуатацию и тех­обслуживание здания Пушкинской бани (ул. Газеты «Звезда», 38). Инвестор — ООО «Прерогатива» планирует направить на реализацию проекта 307 млн руб. собственных средств. Софинансирования из бюджета не предполагается.

Председатель комитета по экономической политике, промышленности и налогам Алексей Мельников обратил внимание, что строительство теннисного корта велось исключительно за счет инвестора, без бюджетного софинансирования. Депутат поинтересовался, какие преференции от государства получил инвестор. Татьяна Чуксина ответила, что инвестор получил под реализацию проекта земельный участок без проведения торгов. «Кроме того, со стороны государства может быть обеспечен государственный или муниципальный заказ, что дает инвестору возможность планировать денежные потоки (от эксплуатации объекта.— «Ъ-Прикамье») на длительное время»,— добавила министр.

Она подчеркнула, что механизм ГЧП популярен при реализации проектов по строительству спортивных объектов, поскольку инвестор может окупить свои расходы как за счет госзаказа, так и за счет коммерческого использования объекта.

Вместе с тем Татьяна Чуксина отмечает, что инвесторы настороженно относятся к ГЧП и МЧП. Всего в России на 1 января текущего года заключено 53 соглашения ГЧП и МЧП. По 23 из них объекты уже сданы в эксплуатацию, еще 30 объектов находятся на стадии строительства. Для сравнения, концессионных соглашений в РФ заключено гораздо больше — 3381.

«Инвесторы, как правило, боятся этого инструмента. Закон о концессионных соглашениях принят в 2005 году, по нему наработана значительная правоприменительная прак­тика. Закон содержит четкие требования, правила, довольно много императивных норм. Законодательство ГЧП же более рамочное, что зачастую вызывает у инвесторов определенные опасения, так как одну и ту же норму можно трактовать абсолютно по-разному. Думаю, именно с этим связано небольшое распространение ГЧП и МЧП. Хотя, на мой взгляд, это весьма эффективный инструмент»,— считает министр.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае Павел Новоселов также связывает небольшую популярность ГЧП и МЧП с малым опытом применения этих инструментов и отсутствием четкого регламента в отношениях между инвестором и властями. «Федеральный закон „О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации“ принят на десять лет позднее (2015 год), чем Федеральный закон „О концессионных соглашениях“. За это время сформировалась обширная правоприменительная практика. Для бизнеса самое главное при принятии решения об инвестировании своих средств — понятные и прогнозируемые перспективы их окупаемости. К сожалению, с проблемой наработки правоприменительной практики сталкиваются практически все участники взаимоотношений с государством»,— отмечает уполномоченный.

Экономист Антон Любич полагает, что малое количество проектов ГЧП и МЧП обусловлено их спецификой: «Сотрудничество в формате ГЧП и МЧП весьма привлекательно, когда речь идет об инфраструктурных или социальных проектах с длительной окупаемостью». «В Перми же эти проекты сконцентрированы, поскольку здесь проживает почти половина населения края, что обусловливает лучшую окупаемость проектов. Речь все же о проектах с коммерческой составляющей. Когда в экономике станет больше долгосрочной определенности, проекты, уверен, выйдут за границы краевой столицы»,— резюмирует эксперт.

Константин Кадочников

Вся лента