Все в SAT
Американцы решают, что лучше для поступления в вузы: единый экзамен или школьные оценки
С момента введения в 2009 году в России Единого государственного экзамена (ЕГЭ) вокруг него не утихают споры. То и дело появляются инициативы о возврате к привычным с советских времен вступительным экзаменам в вузы. Примечательно, что похожая дискуссия идет и в США, где единый экзамен под названием Scholastic Aptitude Test (SAT) впервые провели в 1926 году. В пандемию коронавируса тестовые центры закрыли по соображениям санитарной безопасности, и SAT стал в Штатах необязательным. Хотя и до этого многие вузы отказывались опираться на него при приеме.
Сейчас в США горячая пора для абитуриентов — документы в вузы отправляют и те, кто хочет начать обучение весной 2025-го, и те, кто претендует на места в университетах с осени следующего года. А вузы вновь задаются вопросом, как не ошибиться в своем выборе будущих студентов. И, похоже, в американской академической среде набирает силу точка зрения, что для адекватной оценки перспектив абитуриентов единый экзамен все же необходим. Почему — разбиралась Елена Туева.
Предъявите IQ
От вступительных экзаменов в университеты в США решили отказаться в 1899 году. Тогда представители 12 элитарных высших учебных заведений Америки договорились разработать общенациональный экзамен, на основании которого происходило бы зачисление в вузы. Речь шла в основном о престижных колледжах Лиги плюща и Семи сестер. Собравшись в Принстоне, университетские руководители пришли к договоренности создать некоммерческую The College Entrance Examination Board (Комиссия по вступительным экзаменам в колледжи; College Board). На College Board возложили разработку единых стандартов преподавания основных дисциплин, таких как математика, физика, химия, биология, английский и иностранные языки. «Когда высшее образование становится массовым, альтернативы единому экзамену нет, потому что проводить вступительные экзамены в университетах очень дорого»,— объясняет экономист Владимир Гимпельсон.
Свой первый экзамен, в котором участвовали 973 абитуриента, College Board провела в 1901 году. Но это еще не был SAT.
Идее единого экзамена предшествовали эксперименты с интеллектуальными тестами — небезызвестными IQ (intelligence quotient — коэффициент интеллекта). Их применяли в школах для выявления интеллектуальной элиты, путь которой лежал прямиком в колледж. В 1920-е расплодилось столько тестов IQ, что College Board вдохновились идеей и создали на их базе единый вступительный экзамен для всех вузов, которые на тот момент объединяла организация. Он получил название Scholastic Aptitude Test (экзамен на выявление академических способностей).
Уже само название указывает на то, что его создатели планировали определять врожденный интеллектуальный потенциал будущих студентов, а не уровень их владения школьной программой. А Карл Кэмпбелл Бригем, возглавивший комиссию, был убежденным сторонником евгеники и предполагал с помощью теста исключить или ограничить прием в вузы чернокожих студентов. Потому за основу SAT взяли армейский тест IQ.
Стандартизованные тесты, писал Бригем, докажут расовое превосходство белых американцев.
Его последователи в некоторых элитарных колледжах использовали SAT, чтобы ограничить прием евреев. Позже Бригем отказался от своих расистских идей, придя к выводу, что результаты SAT не могут служить мерилом природных способностей, но негативный шлейф остался. И сейчас критики теста любят указывать на это малопривлекательное обстоятельство.
Первый SAT сдавали в 1926 году 8040 абитуриентов, подавших заявления в университеты Лиги плюща и Семи сестер. В 1930-е руководство Гарварда использовало экзамен, чтобы определить, кто из поступающих достоин стипендии. Успех гарвардской программы и способствовал тому, что SAT стал единственным экзаменом, на основании которого колледжи—члены College Board стали принимать студентов.
После Второй мировой войны список учебных заведений, признавших SAT, расширился — главным образом благодаря машинной обработке результатов. Кроме того, в вузы начали массово поступать ветераны войны, получившие льготы. Их тоже зачисляли на основании SAT. Единый экзамен с энтузиазмом восприняли элитарные колледжи, желавшие расширить контингент учащихся, до этого ограниченный выпускниками северо-восточных частных школ. Популярности SAT способствовало также создание в 1947 году Educational Testing Service — Службы образовательного тестирования — для разработки тестов и обработки их результатов. И если в 1951 году было сдано примерно 80 тыс. тестов, то в 1961-м — уже около 800 тыс. Начиная с 1971 года выпускники школ сдавали примерно 1,5 млн тестов SAT в год. Интересно, что с тех пор цифра не сильно изменилась: в 2022 году было принято 1,7 млн SAT, в 2023-м — 1,9 млн, в 2024-м — 1,97 млн.
Помимо SAT в США существует еще один стандартизованный экзамен для поступления в вузы — ACT (American College Testing — тестирование для американских колледжей). Цель этих экзаменов — оценить знания абитуриента в рамках школьной программы и его вероятную успеваемость в вузе. Поступающий сам выбирает, какой экзамен сдавать: большинство американских колледжей принимает результаты любого из них. SAT в большей степени определяет словесно-логическое мышление и знание математики, ACT проверяет уровень владения такими дисциплинами, как физика, химия, биология, география.
SAT оценивается в 400–1600 баллов, максимальный результат ACT — 36 баллов. Больше 1000 баллов по SAT и больше 21 по ACT — хорошие показатели, хотя для топовых вузов нужно набрать больше 1500 и 35 баллов соответственно.
Инфляция школьных оценок
Казалось бы, преимущества SAT очевидны. «Если каждый университет предъявляет свой набор правил и требований, то выпускник школы может идти только в один вуз,— говорит Владимир Гимпельсон.— Это плохо и для абитуриента, и для университетов, поскольку таким образом и для тех и для других возможность выбора ограничивается. А единый экзамен дает возможность подавать заявления в десятки вузов. Для больших стран дополнительный фактор — издержки мобильности, ведь если университет проводит собственные экзамены, то поступающим нужно приехать в город, где он расположен, и поселиться там на достаточно долгое время, что связано с большими расходами. Это усложняет поступление в столичные вузы для абитуриентов из регионов, а единый экзамен, наоборот, упрощает».
Тем не менее многие в США не уверены в кардинальных преимуществах SAT перед другими способами приема в вузы.
Дискуссию подогревают, в частности, противоречивые исследования, половина которых доказывает, что оценки в аттестате говорят о перспективах абитуриента больше, чем единый экзамен, а другая половина — что стандартизованные тесты прогнозируют не только успеваемость в институте, но и успехи в карьере.
«Результаты стандартизованных тестов гораздо лучше предсказывают академические успехи, чем оценки в средней школе»,— недавно написала в блоге выпускников Кристина Пэксон, президент Университета Брауна. Это же доказали в своем недавнем исследовании «Результаты стандартизованных экзаменов и академическая успеваемость в колледжах расширенной Лиги плюща» (2024) Джон Фридман из Университета Брауна, Брюс Сакердот и Мишель Тайн из Дартмута. Они показали, что оценки первокурсников с максимальными баллами SAT/ACT в среднем на 0,43 балла выше, чем у их сверстников с более низкими баллами единых экзаменов, даже если школьный аттестат у всех одинаковый, а оценки студентов с максимальным баллом аттестата 4,0 всего на 0,1 балла выше, чем с баллом 3,2. К тому же оценки в школе часто завышают под давлением родителей, такая инфляция давно стала реальной проблемой. Студенты, не представившие результатов тестов, как правило, испытывают такие же трудности с учебой, как и учащиеся с низкими школьными баллами. Качество школы, в которой учился студент, не имеет значения для его успеваемости в вузе, если у него высокий балл SAT. «Результаты тестов могут быть полезны для престижных колледжей с большим конкурсом, чтобы создать более высокую социальную мобильность за счет приоритетного приема академически подготовленных студентов из более широких слоев общества»,— подводят итог ученые.
Команда специалистов из американской некоммерческой организации Opportunity Insights в 2023 году доказала, что результаты стандартизованных тестов связаны с жизненным успехом и после вуза, включая поступление в аспирантуру, работу в престижных фирмах и заработок. «Баллы SAT/ACT в значительной степени предсказывают результаты даже при относительно невысоких оценках в школе, тогда как средний балл школы, по существу, не связан с результатами»,— пишут Радж Четти, Джон Фридман и Дэвид Деминг в статье «Диверсификация политических лидеров? Определяющие факторы и причинно-следственные связи при поступлении в частные колледжи с высоким конкурсом».
Где правит балл
К прямо противоположным выводам еще в 2014 году пришел коллектив ученых во главе с Уильямом Хиссом, бывшим деканом по приему в колледже Бейтса. Они подсчитали, что разница в оценках, полученных в школе и вузе, у студентов, представивших и не представивших SAT, была статистически незначима, а средний балл школы лучше всего прогнозирует успех в колледже независимо от результатов SAT.
К похожим выводам пришли Элейн М. Алленсворт и Кэлли Энн Кларк из Чикагского университета, выпустившие в 2020 году исследование «Средний балл аттестата и результаты экзамена ACT как предикторы окончания колледжа». Они изучили данные 55 084 учащихся, окончивших чикагские государственные школы в 2006–2009 годах и поступивших на бакалавриат. При среднем балле аттестата ниже 1,5 шансы окончить колледж оценивались примерно в 20%. При среднем балле от 3,75 они возрастали до 80%. «Оценки средней школы служат мощным инструментом определения готовности учащихся к поступлению в колледж, в какой бы школе они ни учились, в то время как результаты ACT таковым не являются»,— сообщают исследователи. А все потому, считают они, что средний балл аттестата включает более широкий спектр навыков, в том числе усидчивость и успеваемость по различным предметам. Тогда как стандартизованные тесты демонстрируют успехи в гораздо более узком диапазоне дисциплин. К тому же успех в тестировании зависит не столько от знаний школьника, сколько от доходов семьи, позволяющих к нему подготовиться, пригласив репетитора или посещая дорогостоящие курсы.
В своем исследовании «Растущая корреляция между расой и результатами SAT: новые результаты из Калифорнии» (2015) Сол Гейзер из Калифорнийского университета поддерживает идею, что результаты SAT в значительной мере связаны с уровнем достатка. Изучив данные примерно 1,1 млн студентов, подававших документы в систему Калифорнийского университета с 1994 по 2011 год, он обнаружил, что около 33% дисперсии в результатах SAT объясняются социально-экономическими факторами, такими как доход семьи, образование родителей, а также раса или этническая принадлежность.
Из-за различий в результатах между расами и социальными группами многие считают результаты тестов несправедливыми.
Да и вообще, единый экзамен создает стресс для миллионов подростков и сводит таланты и потенциал человека к бездушным цифрам.
Действительно, средний балл SAT у студентов с низким доходом, афроамериканцев и латиноамериканцев ниже, чем у белых, азиатов и выходцев из состоятельных семей. Но даже если результаты SAT лишь показатель дохода или расовой принадлежности, отмечает Брюс Сакердоте в интервью The New York Times, практика показывает, что в любой расовой или социальной группе студенты с более высокими баллами единых экзаменов лучше учатся в вузе.
COVID как двигатель прогресса
Пионером в области необязательности тестирования стал в 1969 году Боудин-колледж. «Тесты достижений не могут избежать культурной предвзятости»,— сказал тогда глава приемной комиссии вуза. Повальный отказ от стандартизованных тестов начался в 2001 году в престижных гуманитарных колледжах и учебных заведениях второго ряда. В 2008-м к ним присоединился Университет Уэйк-Форест, входящий в первую тридцатку рейтинга US News & World Report, в 2018-м — Чикагский университет из первой десятки. А к 2019 году больше 1 тыс. колледжей сделали тесты необязательными.
В пандемию центры тестирования были закрыты по санитарным соображениям. Университеты Лиги плюща сделали SAT и ACT опциональными весной 2020 года, когда прием единых экзаменов в США и за их пределами был полностью прекращен. Однако после окончания пандемии многие продлили этот режим — Гарвард, например, до 2030 года. Система Калифорнийского университета пошла дальше всех и, несмотря на собственные выводы о прогностической ценности тестов, в 2021 году объявила, что больше не будет принимать результаты тестов даже факультативно.
В общем, ковид помог сделать то, на что не хватило сил у противников системы.
Но тут встал вопрос: по каким критериям теперь принимать студентов? На основании школьных оценок? Но качество оценок, полученных в столичной частной школе, сильно отличается от выставленных где-нибудь в американской глубинке. Вот что пишет сайт blog.prepscholar.com, созданный выпускниками Гарварда для помощи при поступлении в вузы: «Абитуриент А из обеспеченной семьи окончил частную школу со средним баллом 4,0; с тем же результатом абитуриент В из семьи с низким доходом окончил государственную школу; абитуриент С учился дома, и мама вывела ему тот же средний балл. Есть еще иностранный абитуриент D с тем же средним баллом 4,0. Кто из них более всех достоин колледжа?»
В 2022 году в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе на 15 тыс. мест претендовали более 108 тыс. абитуриентов. Средний балл большинства из них был выше 4,0.
Значит, надо учитывать еще какие-то факторы: внеклассную деятельность, спортивные достижения, рекомендации, наследственность (родители, окончившие тот же колледж). «Все ведущие университеты, включая Лигу плюща, имеют специальные квоты для детей выпускников, доноров и спортсменов»,— поясняет Владимир Гимпельсон. Около половины «наследственных» студентов не учились бы в университетах без этого преимущества.
Студенческий спорт — культ в США, отмечает ученый, поэтому спортсменов, которые чаще всего происходят из богатых семей, принимают вне конкурса. Преимущества дают также рекомендации учителей, а в частных школах умеют их писать, подчеркивают в своем исследовании Четти, Деминг и Фридман, поэтому у выпускников таких школ больше шансов быть принятыми в вуз, чем у их сверстников из госшкол. Все это дает абитуриенту А дополнительные преимущества.
Результаты тестов служили ориентиром для абитуриентов при выборе вуза, позволяя оценить шансы на поступление. Теперь и без того неоднозначные правила приема стали еще более запутанными и непрозрачными.
«Какой балл сейчас считается высоким?» — спрашивает Оуэн, выпускник государственной школы в Нью-Йорке, о котором пишет Intelligencer (один из сайтов New York Magazine). Юноша набрал 1560 баллов SAT из возможных 1600 и в прошлые годы легко поступил бы в любой престижный университет, однако ему отказали 16 из 22, куда он подавал документы. Он мечтал о Гарварде, Йеле, Принстоне, Стэнфорде и Университете Дьюка, а поступил в Университет Южной Калифорнии.
По всему выходит, что отмена SAT только усугубляет социальное неравенство. «Когда образование становится массовым, принцип равенства возможностей очень важен,— подчеркивает Владимир Гимпельсон.— Если ученик сельской школы подготовился и хорошо сдал единый экзамен, он может поступить в лучший университет. В противном случае шансов у него нет».
«Когда у вас нет результатов тестов, больше всего страдают те, у кого высокие оценки в относительно неизвестных школах и кто редко подает документы в Лигу плюща,— сказал The New York Times Дэвид Деминг из Гарварда.— SAT — это их спасательный круг».
На этом фоне возникают самые фантастические идеи относительно принципов приема в университет. Американский философ Майкл Сэндел, например, в своей книге «Тирания заслуг. Что стало с общим благом?» (2020) предлагает использовать лотерею. Он считает, что случай — более справедливый подход к выбору среди примерно равных кандидатов, чем привилегии для детей выпускников, например. Этот подход разделяет Эдди Комо, профессор Калифорнийского университета в Риверсайде.
«Я тут вижу проблему,— говорит Владимир Гимпельсон.— Если зачисление в Гарвард или Йель зависит от случая, абитуриентам нет необходимости надрываться, достаточно быть середнячками. Это может демотивировать, что в конечном счете негативно повлияет на уровень человеческого капитала».
SAT возвращается
Недостатки приема по школьным оценкам первым из американских вузов осознал Массачусетский технологический институт (MIT), восстановивший в 2022 году прием на основании единых экзаменов. К нему присоединились Вест-Пойнт и ведущие госуниверситеты во Флориде, Джорджии и Теннесси, а также Дартмут и Йель из Лиги плюща. «Сплошных "отлично" в аттестате недостаточно, чтобы понять, добьются студенты успеха или нет»,— объяснил в интервью The New York Times декан по приему в MIT Стюарт Шмилл.
Возвращение SAT и ACT, утверждает он, справедливее. Тесты позволяют выявлять студентов, которые не были бы отобраны по другим показателям. Он призывает смотреть «не только кто входит в дверь, но и кто выходит». MIT ежегодно получает тысячи заявлений от выпускников, у которых в школе математика и естественные науки преподавались слабо, и без результатов тестов вуз рискует принять студентов, у которых меньше шансов дойти до выпуска. В те два года, пока абитуриенты подавали заявления без SAT и ACT, приемные комиссии ориентировались на тесты Advanced Placement (программа углубленного изучения предметов для поступления в университеты США, Канады и Великобритании), диплом программы International Baccalaureate и участие в американских соревнованиях по математике. Если абитуриент не мог предоставить документы о такой дополнительной подготовке, результатом чаще всего был отказ. Но тут надо понимать, что возможность пройти эти курсы еще больше связана с благосостоянием, чем результаты SAT или ACT.
Когда большинство вузов отменили требования к тестированию и конкуренция при поступлении возросла, число сдающих тест увеличилось. Абитуриенты желали получить хоть какое-то преимущество перед остальными. В Чикагском университете, обладающем самым высоким рейтингом среди вузов, которые еще до пандемии сделали единые тесты опциональными, от 85% до 90% абитуриентов продолжали и продолжают подавать результаты SAT. Согласно опросу, проведенному College Board, больше 80% поступающих по-прежнему хотят иметь возможность представлять результаты тестов в вузы. На вопрос Исследовательского центра Пью, должны ли колледжи учитывать стандартизованные тесты при принятии решений о приеме, 85% опрошенных американцев ответили «да».