«Француженка пожелала в Балаково такой же дворец, как у ее папеньки в Париже»

Петр Воронков — о легендах волжского городка

Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о туристической стороне ныне промышленного местечка в Саратовской области и усадьбе купца Паисия Мальцева.

Фото: Туристский информационный центр Саратовской области

Балаково сегодня, серьезный волжский город в Саратовской области. Здесь и ГЭС, и АЭС, и заводы, и другие предприятия. Однако те, кто считает этот крупный промышленный центр не туристическим, глубоко заблуждаются. Когда-то в этих местах селились старообрядцы и выращивали отборную пшеницу, кормили хлебом и Россию, и Европу. Строили храмы, дома, дворцы, занимались городским благоустройством, содержали школы и приюты. В общем, их наследие и делает город туристически привлекательным.

В первом нашем балаковском путешествии отправимся в усадьбу Паисия Мальцева. Кстати, название Балаково произошло то ли от слова «балакать», то ли от балыка, может, и от бурлаков, эксперты до сих пор не пришли к единому выводу. Итак, братья Мальцевы Паисий и Анисим — богатейшие купцы, одни из создателей городской хлебной биржи, которая, по мнению историков, диктовала цены на хлеб Лондонскому Сити. Дворец Паисия Мальцева, пожалуй, главная архитектурная достопримечательность города. Дальше начинаются легенды и домыслы: якобы Паисий влюбился в богатую француженку, и эта мадмуазель Круассан или как там ее возжелала в Балаково такой же дворец, как у ее папеньки в Париже, тогда, дескать, она переедет на Волгу. Мальцев дал купеческое слово и сразу выписал из Москвы архитектора Федора Шехтеля. Факт спорный, но пусть будет. Чудо-дворец построили, а коварная мамзель не сдвинулась с места. По другой версии, все делалось для какой-то знаменитой итальянки, которую Паисий нес от пристани до дворца на руках, но и она через три дня сбежала.

Конечно, истории эти подернуты густой розовой дымкой фантазий, с другой стороны, дыма без огня не бывает. Паисий Мальцев собрал уникальную библиотеку, большую часть ее удалось сохранить. Вместе со своим компаньоном купцом Бугровым они построили в Ессентуках санаторий «для бесплатного помещения в нем бедных и неимущих чахоточных больных». А в Балаково Свято-Троицкий собор, над ним точно работал Шехтель. После революции Мальцева расстреляли без суда и следствия, где могила его, никому неизвестно.

Вся лента