Новые рынки станут ближе

Как правительство поддерживает российских экспортеров при освоении рынков Азии и Африки

Российские экспортеры, вопреки изменениям правил игры на внешних рынках, находят новых зарубежных партнеров и наращивают объемы внешней торговли. За январь—август 2024 года положительное сальдо внешней торговли РФ выросло на 15,9%, до $100 млрд, преимущественно за счет поставок в Азию и Африку. Поддержку бизнесу в освоении новых рынков и решении проблем с расчетами и логистикой оказывает правительство, предлагая помощь на всем экспортном цикле: от поиска партнеров до получения разрешительных документов. В новом нацпроекте правительство создаст инфраструктуру поддержки непосредственно на зарубежных рынках.

Глава правительства Михаил Мишустин на форуме «Сделано в России»

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

По данным Федеральной таможенной службы, положительное сальдо торгового баланса РФ за январь—август 2024 года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,9% и составило $100 млрд. Экспорт увеличился в январе—августе на 0,5% в годовом выражении — до $278 млрд, а импорт сократился на 7% — до $178 млрд. Статистика фиксирует сокращение торговли России с Европой: экспорт из РФ за январь—август снизился на 37,4% — до $43,8 млрд. По другим направлениям объемы российского экспорта продолжают расти: экспорт в Азию в январе—августе вырос на 7,6%, до $209,2 млрд, в Африку — на 22,4%, до $16,4 млрд, поставки в Америку сохранились на прежнем уровне — $8,5 млрд.

Промежуточные итоги трансформации российского экспорта были зафиксированы в октябре на форуме «Сделано в России»: глава правительства Михаил Мишустин отметил, что внешняя торговля сейчас развивается прежде всего за счет ее расширения с дружественными странами — такие поставки в августе оценивались уже в 86% от общего объема экспорта. Ключевые направления — Китай, Турция, Индия и Египет. Основные сектора, по которым наращиваются объемы поставок,— машиностроение (около трети выпуска идет на экспорт), металлургия (четверть), химическая и фармацевтическая промышленность и АПК. Торговую корзину в правительстве надеются дополнить позициями среднего и высокого передела, хотя процесс уже начался: в 2023 году объем таких поставок в дружественные страны превысил 5,6 трлн руб. Перспективными считаются технологии атомной энергетики, производство медтехники, поездов и автобусов, креативные услуги, сферы кибербезопасности, космической связи и разработки приложений для мобильных устройств.

К 2030 году объем несырьевого неэнергетического экспорта в соответствии с национальными целями должен вырасти как минимум на две трети по сравнению с 2023 годом. При этом России уже удалось кратно нарастить объемы экспорта: с 2001 по 2023 год его объем вырос более чем в четыре раза — с $36 млрд до $148 млрд. На заседании президиума Госсовета по развитию экспорта Владимир Путин отметил, что новая цель амбициозна с учетом вызовов, с которыми столкнулись российские компании на внешних рынках, однако изменения мировой торговли также открывают новые возможности. Так, на лидирующие роли выходят государства так называемого Глобального Юга, динамично растущие страны, участники перспективных интеграционных объединений, например таких, как БРИКС. Для уверенного развития внешнеэкономических связей российские власти намерены повысить эффективность финансовой и информационной поддержки экспорта, активно создавать логистическую и транспортную инфраструктуру, а также площадки для производственной кооперации.

Комплексная поддержка российских экспортеров выстроена по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». В этом году его действие завершается, но в следующем году стартует обновленный национальный проект. К 2024 году правительство отстроило систему поддержки на всех этапах экспортного цикла продукции: от планирования, подготовки и продвижения товаров и услуг до послепродажного цикла и масштабирования. В числе мер поддержки — льготные кредиты, экспертиза сложных сделок, торговое финансирование иностранных покупателей, страхование контрактов. Программа «Сделано в России» помогает крупным, малым и средним предприятиям повысить узнаваемость продукции за рубежом: программа популяризирует качество товаров и формирует позитивный имидж России.

Для получения поддержки экспортеры могут обратиться в Российский экспортный центр (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ), в региональные центры поддержки и торговые представительства России за рубежом — они помогают производителям и поставщикам искать иностранных клиентов, анализировать спрос на продукцию и оценивать требования зарубежного законодательства. Получить помощь также можно в онлайн-формате — на платформе «Мой экспорт» (16+). Платформа открывает доступ к 126 услугам. Сейчас в системе зарегистрировано уже более 33 тыс. компаний и ИП, при этом с момента запуска «Моего экспорта» в 2020 году бизнес подал свыше 760 тыс. заявок на услуги по поддержке экспорта.

Меры поддержки уже помогли многим компаниям освоить новые рынки. Коммерческий директор ООО «НПФ "Медтехника"» Илья Белов рассказывает, что компания находится в постоянном контакте с РЭЦ и Центром поддержки экспорта (ЦПЭ), следит за их вебинарами, бизнес-миссиями, выставками. «Мы обращались за услугой "Поиск иностранного покупателя", участвовали в коллективном стенде РЭЦ на выставке TIHE 2024 в Ташкенте весной этого года. Эти меры сокращают издержки на маркетинг, продвижение продукции, позволяют намного шире представить свой продукт, найти покупателя за рубежом, "не выходя" из офиса»,— добавляет Илья Белов. Компания работает с партнерами из Казахстана, Белоруссии, Узбекистана и планирует искать новые рынки сбыта. Российская косметическая компания Biotime из Новосибирска с помощью РЭЦ и ЦПЭ зарегистрировала продукт на онлайн-площадке в Китае, участвует в кантонской выставке в Гуанчжоу и регулярно обращается к РЭЦ за помощью в поиске иностранных клиентов, за анализом импортных рынков на предмет соответствия продукта и требований для регистрации продукции. На платформе «Мой экспорт» Biotime оформляет сертификат свободной продажи.

Управляющий производственным предприятием «Фамильный текстиль» Сергей Загуляев считает, что один из способов справиться с вызовами внешних рынков — обучиться правилам экспорта. «Ежегодно Школа экспорта РЭЦ проводит акселерационные программы "Экспортный форсаж". Обучение занимает несколько месяцев, но после этого можно считать себя наполовину экспортером»,— полагает управляющий. Компания «Фамильный текстиль» постоянно пользуется услугами РЭЦ и ЦПЭ Новосибирской области: поиск клиентов, сопровождение переговоров, участие в бизнес-миссиях и выставках. «Мы пользуемся полным спектром услуг, и достаточно успешно: в этом году мы при поддержке ЦПЭ ездили в Бишкек, перед этим заказали услугу поиска клиента у РЭЦ. В результате за один визит мы провели семь встреч, в двух случаях в итоге заключили международный контракт»,— рассказывает Сергей Загуляев.

Глава Минпромторга Антон Алиханов на форуме «Сделано в России» заверил экспортеров, что в обновленном нацпроекте «Международная кооперация и экспорт» все действующие меры поддержки сохранятся. При этом будет сделан акцент на новых вызовах, с которыми столкнулись экспортеры. Директор Центра исследований международной торговли Президентской академии Александр Кнобель признает одной из главных проблем экспортеров стали возросшие транзакционные издержки: из-за рисков вторичных санкций банки нейтральных стран отказываются проводить операции с российскими компаниями. «Эта проблема острее ощущается начинающими участниками, не имеющими еще крепких связей на рынках сбыта. Их доступ к альтернативным финансовым инструментам и каналам, как правило, ограничен»,— отмечает эксперт. Другой вызов — логистические трудности. В Президентской академии объясняют, что из-за изменений направлений внешней торговли экспортеры сейчас вынуждены перестраивать свои цепочки — в первую очередь в азиатские страны, что приводит к увеличению нагрузки на транспортную инфраструктуру.

В новый нацпроект войдут четыре федеральных проекта: первый сконцентрируют на промышленных товарах, второй — на продукции АПК, третий — на инструментарии развития внешнеэкономической деятельности в целом, четвертый — на создании зарубежных механизмов поддержки.

Эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко считает, что в обновленном нацпроекте особого внимания заслуживает инфраструктура. «Здесь планируется решить задачи, стоящие в транспортной отрасли — вероятно, среди них будет модернизация портов, ж/д и прочих логистических каналов. Но инфраструктура необходима не только физическая, но и финансовая — не исключено, что будет проводиться упрощение расчетов в национальных валютах»,— говорит эксперт.

Правительство действительно продолжит решать проблемы расчетов при экспорте. Сейчас доля нацвалют в расчетах с партнерами из дружественных стран составляет 90%. По мнению Антона Алиханова, надо еще шире использовать этот инструмент, а также другие традиционные и новые инструменты. Нацпроект также предполагает поддержку проектов по созданию торговой и промышленной инфраструктуры за рубежом и субсидирование до 80% затрат крупных грузоперевозчиков на новых экспортных маршрутах, чтобы рынки Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии стали «ближе и дешевле для небольших экспортеров», отметил на форуме «Сделано в России» Антон Алиханов.

Екатерина Кузнецова

Вся лента