Жизнь без границ

Как на Кубани развивается инклюзивное образование

В Краснодарском крае 52 государственных коррекционных учреждения, в которых обучаются дети с различными нарушениями в развитии. В регионе есть инклюзивные школы и отдельные классы для особенных детей. Власти, бизнес и НКО запускают проекты, направленные на формирование доступной среды, а также помощь семьям с особенными детьми, но о целостной налаженной системе инклюзивного образования в регионе, по мнению экспертов, говорить еще рано.

В Краснодаре открылся Центр развития и обучения детей с синдромом Дауна

Фото: предоставлено пресс-службой БФ «Семьи Юнановых»

Образование с коррекцией

По данным министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в регионе работают 52 государственных коррекционных учреждения. «В них обучаются дети с различными нарушениями в развитии (речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, опорно-двигательного аппарата, нарушениями интеллекта), которые требуют особенного внимания дефектологов и специального психолого-педагогического сопровождения»,— рассказывают в пресс-службе ведомства.

В коррекционных школах Краснодарского края обучаются более 8 тыс. детей с ОВЗ. Также особенные дети получают образование и в общеобразовательных школах по адаптированным программам. Порядка 3,5 тыс. ребят с ОВЗ обучаются в 250 коррекционных классах муниципальных школ Кубани.

Что касается учреждений среднего профессионального образования для детей с ОВЗ, то таких в регионе 67. Студенты с ОВЗ учатся там в общих группах без создания специальных условий.

«Вместе с тем в 22 профессиональных образовательных организациях открыты специализированные группы для обучающихся с умственной отсталостью. Выпускники могут получить квалификацию по девяти профессиям: повар, каменщик, облицовщик-плиточник, маляр, штукатур, швея, садовник, рабочий зеленого хозяйства, обувщик по ремонту обуви. Организация обучения данных категорий студентов в образовательных организациях высшего образования относится к компетенции федеральных ведомств как учредителей вузов, расположенных на территории Краснодарского края»,— поясняют в пресс-службе краевого министерства образования, науки и молодежной политики.

В ведомстве добавляют, что с 1 сентября открыты 150 дополнительных мест в коррекционной школе №9 Новороссийска. В 2025 году начнется строительство коррекционной школы в Краснодаре для 400 обучающихся с ОВЗ, в Армавире в коррекционной школе-интернате строится современный спортивный зал.

Учитель-дефектолог, директор центра адаптивной педагогики «ЛОГОПЕДиЯ» в Армавире Инесса Горовая говорит, что в коррекционных школах ребенка изолируют от общества и практически не занимаются его социализацией. В результате между учениками коррекционных школ и обычными детьми образуется пропасть. К примеру, глухие или слабовидящие ребята нередко закрываются в кругу людей с такими же особенностями развития и живут в своем мире, большинству россиян непонятном.

«Но даже таких школ в России не хватает, и родители вынуждены переезжать туда, где есть коррекционные школы и интернаты, например, для слабовидящих. Иначе ребенок вообще оказывается в полной изоляции. Я знаю родителей, которые ради этого переехали в Армавир из Хабаровска, из Котласа Архангельской области»,— рассказывает специалист.

По словам руководителя благотворительной организации «Добрый-Юг» Богданы Рудневой, в городах Краснодарского края ситуация разная. «Например, в Ейске она лучше, чем в Краснодаре, где работают лишь три государственные специализированные школы. Этого далеко не достаточно с учетом общего числа особенных детей и их индивидуальных особенностей. При этом образование должно быть обязательно очным, а не домашним. Сейчас появляются ресурсные классы в некоторых отдельных школах, но туда могут попасть далеко не все, больше шансов у тех, у кого меньше поведенческих проблем»,— рассказывает руководитель.

Есть противоречия

В Краснодарском крае право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется не в полной мере, утверждает исполнительный директор благотворительного фонда «Семьи Юнановых» Анастасия Сизоненко.

«Существует социальное противоречие: несмотря на гарантии доступности образования для всех детей, многие из них сталкиваются с препятствиями, которые ограничивают их возможности получения качественного образования. В результате многие семьи вынуждены выбирать домашнее обучение в качестве альтернативы, что приносит дополнительные сложности и стресс в их повседневную жизнь. Это решение часто связано с нехваткой ресурсов, квалифицированных специалистов и инклюзивной инфраструктуры, что делает процесс обучения более трудным и менее эффективным. Родители сталкиваются с необходимостью самостоятельно организовывать образовательный процесс, что требует значительных усилий и времени»,— рассказывает эксперт.

Это подтверждает и мама ребенка с психоневрологическим расстройством. По словам жительницы Краснодара Ирины, обучение на дому носит формальный характер. К дочери приходят обычные педагоги, не владеющие навыками работы с особенными детьми. При этом в школах и таких учителей не хватает, они перегружены, часто вынуждены замещать заболевших и уволившихся коллег.

Согласно данным аналитиков hh.ru, учителя в 2024 году вошли в число самых дефицитных, но низкооплачиваемых на Кубани работников наряду с дворниками, уборщиками, воспитателями и нянями.

В результате, по наблюдениям Ирины, работа с особенным ребенком превращается в подобие факультатива, который можно посещать по желанию (возможности) учителя, за четверть проводится в лучшем случае треть запланированных уроков.

«Если вы хотите побороться за интеллект и развитие своего ребенка, то вынуждены искать коррекционных педагогов и тренеров за свой счет. Найти их очень сложно и стоит это не дешево. За час — от 800 руб., при этом меньше, чем на два часа, они не приезжают. На тех немногих, кто готов заниматься с нашими детьми, мы в прямом смысле молимся, и их катастрофически не хватает. Тем, у кого денег нет, как правило, советуют детей сдавать в больницы, чтобы самим немного передохнуть и не сойти с ума. О будущем или какой-то адаптации ребенка в социуме речи даже не ведется. Цель — выжить здесь и сейчас, не больше»,— рассказывает Ирина.

Анастасия Сизоненко отмечает, что семьи с особенными детьми в Краснодарском крае сталкиваются с множеством серьезных трудностей, включая дефицит центров с гибким расписанием, нехватку квалифицированных коррекционных специалистов и высокую эмоциональную нагрузку, как на родителей, так и на самих детей. «Родители часто испытывают стресс и одиночество, не находя понимания и поддержки в обществе. Кроме того, им сложно ориентироваться в доступных ресурсах и программах, а финансовая нагрузка из-за медицинских услуг и необходимого ребенку специализированного оборудования может стать непосильной»,— рассказывает эксперт.

В АНО «Иппоцентр "Маргарита"» дети имеют возможность заниматься адаптивной верховой ездой

Фото: предоставлено пресс-службой БФ «Семьи Юнановых»

Тьюторы на вес золота

По данным министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в коррекционных школах региона работают свыше 2,5 тыс. педагогов. «Для получения детьми качественного образования необходима помощь "особых" специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов. Психолого-педагогическое сопровождение является специальным условием, без которого невозможно выстроить образовательную траекторию для ребенка с ОВЗ»,— рассказывают в пресс-службе ведомства.

Подготовку кадров в регионе, а именно по специальному образованию дефектологов и логопедов, по данным министерства, ведут три учреждения высшего образования: Армавирский государственный педагогический, Сочинский государственный и Кубанский государственный университеты, а также два филиала: филиал Кубанского государственного университета в Славянске-на-Кубани и Анапский филиал Московского педагогического государственного университета.

В пресс-службе ведомства уточняют, что контингент обучающихся по этому направлению подготовки составляет 1662 чел. Ежегодно выпускается почти 500 молодых специалистов. На уровне региона ведется работа по привлечению молодых специалистов в образовательные организации для работы с детьми с ОВЗ.

«Несмотря на наличие в регионе программ подготовки дефектологов и олигофренопедагогов, их количество все еще недостаточно для удовлетворения потребностей образовательных организаций. Кроме того, существует необходимость постоянного повышения квалификации педагогических работников в вопросах инклюзии»,— считает Анастасия Сизоненко.

С экспертом соглашается Инесса Горовая. Дефектолог также обращает внимание, что одна из главных проблем кадровой политики в сфере инклюзивного образования, как в Краснодарском крае, так и в России в целом,— отсутствие достаточного финансирования: школы не могут ввести в штат тьюторов.

Согласно данным аналитиков hh.ru, в Краснодарском крае в 2024 году искали около 80 тьюторов, причем не все вакансии касались именно инклюзивного образования (их размещали школы, детские сады, различные фонды). «Были и предложения для тьюторов-кураторов учеников, например, в казачьем классе (здесь предполагалось классное руководство и организация казачьих мероприятий), а также в онлайн-школах, которые будут помогать с усвоением математики и других дисциплин. То есть имеется понимание тьюторов как обычных кураторов без привязки к инклюзии»,— рассказывает руководитель пресс-службы hh.ru Юг Екатерина Никифорова.

По словам эксперта, примерно столько же вакансий тьюторов было в крае и за аналогичный период прошлого года. По 10 предложений для коррекционных педагогов размещали на рекрутинговом сервисе в январе—октябре 2023 и 2024 годов. Диапазон зарплат в вакансиях тьюторов в этом году на Кубани составляет 25–50 тыс. руб.

Между тем работа крайне непростая, отмечает Богдана Руднева. «Она требует и специального образования, и определенного характера. Человек должен быть гибким, внимательным, с высоким уровнем эмпатии. Нагрузка, как физическая, так и эмоциональная, большая и должна соответственно оплачиваться»,— считает эксперт.

Проблемы инклюзивного образования «Комплексный анализ состояния инклюзивного образования в Краснодарском крае позволяет выделить ряд ключевых проблем, требующих системного подхода к их решению, за исключением кадровой, о которой уже говорилось»,— отмечает Анастасия Сизоненко.

Во-первых, по словам эксперта, одним из ключевых вызовов является недостаточность развития необходимой инфраструктуры и материально-технической базы образовательных организаций. Многие школы и детские сады региона не в полной мере адаптированы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. «Отсутствие специализированного оборудования, адаптивной предметно-пространственной среды затрудняет полноценную интеграцию таких детей в образовательный процесс»,— говорит Анастасия Сизоненко.

Второй блок проблем относится к программно-методическому обеспечению инклюзивного образования. По словам эксперта, зачастую педагоги сталкиваются с отсутствием четких методических рекомендаций по адаптации основных образовательных программ под нужды детей с ОВЗ. Требуется систематизация и распространение лучших практик инклюзивного обучения.

Анастасия Сизоненко считает, что для решения обозначенных проблем необходимо усиление государственной поддержки программ и инициатив в сфере инклюзивного образования в Краснодарском крае. Это подразумевает увеличение бюджетного финансирования модернизации материально-технической базы, подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработки методического инструментария. «Кроме того, важную роль играет развитие межведомственного взаимодействия профильных министерств и ведомств, а также активное вовлечение родительского сообщества в процессы трансформации региональной системы образования в направлении инклюзии. Комплексный подход к решению накопившихся проблем позволит Краснодарскому краю создать более доступную и качественную среду для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»,— уверена эксперт.

В коррекционных школах региона работают свыше 2,5 тыс. педагогов

Фото: предоставлено пресс-службой БФ «Семьи Юнановых»

Ситуация меняется, но медленно

По наблюдениям экспертов, ситуация в Краснодарском крае постепенно меняется. Так, Богдана Руднева отмечает, что некоммерческие центры и коммерческие школы на Кубани открывают инклюзивные классы. «У бизнеса появляются специальные программы, направленные на работу с детьми с особенностями в развитии, меняется городская инфраструктура, появляются низкопольные трамваи»,— рассказывает эксперт. Одним из самых важных событий Богдана Руднева считает открытие в Краснодаре Центра развития и обучения детей с синдромом Дауна.

Инклюзивную составляющую активно вводят в свои проекты застройщики, например, ГК «Точно». «Еще на стадии проекта предусматриваем в образовательных учреждениях просторные кабинеты, лаборатории, музыкальные и спортивные залы, компьютерные классы, зоны для концертов и мероприятий — все рассчитываем для детей с разными возможностями здоровья. Инклюзивный подход реализуем в благоустройстве территории вокруг: спортивные площадки и игровые зоны оборудуем плавными пандусами. Для комфортного передвижения и безопасных игр — напольное резиновое покрытие. Универсальные качели и тренажеры, которые подходят как для здоровых детей, так и детям с ограниченными возможностями, заказываем у российских производителей»,— рассказывает директор ГК «Точно» Анастасия Маслеха.

В 2023 году компания и благотворительный фонд «Точно Добро» открыли в Краснодаре первую инклюзивную площадку для взрослых и детей. «Площадь проекта составила 4 тыс. кв. м, мы предусмотрели двухуровневую игровую зону с большими пандусами, универсальные тренажеры и снаряды, качели и другие игровые элементы. Главное — ими могут пользоваться как здоровые, так и люди с ограниченными возможностями на инвалидных колясках»,— подчеркивает Анастасия Маслеха. Директор компании добавляет, что в этом году еще одну инклюзивную площадку построили на территории ЖК «Абрикосово».

Анастасия Сизоненко рассказала, что в последние три-пять лет в Краснодарском крае реализовано несколько проектов, направленных на развитие инклюзивного образования. Эти инициативы охватывают различные аспекты, включая обучение педагогов, создание доступной инфраструктуры и поддержку семей с детьми с особыми потребностями.

Так, в рамках федерального проекта «Инклюзивные балы России» в декабре 2023 года впервые в Краснодаре провели инклюзивный бал «Время волшебства». Краснодарским региональным оператором инклюзивных балов стала общественная организация «Люди добра».

Другой важный, по мнению эксперта, проект — создание тренировочных квартир для людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в тренировочной квартире некоммерческой организации «Открытая среда» взрослые люди с аутизмом при поддержке волонтеров учатся жить самостоятельно: планируют день, готовят еду, ходят в магазин, ведут бюджет и учатся распоряжаться деньгами.

Анастасия Сизоненко также отметила инклюзивные смены в ВДЦ «Орленок» для детей с синдромом Дауна и для детей с нарушением зрения, организованные в 2024 году БФ «Семьи Юнановых», и проект «Черноморская конная академия» АНО «Иппоцентр "Маргарита"» при поддержке Фонда президентских грантов, реализованный в 2022 году. «Инклюзивная программа включила в себя адаптивную физическую культуру и спорт, джигитовку, интегрирующую среду, социальную адаптацию, разнообразные образовательные, патриотические и творческие мероприятия»,— резюмировала эксперт.

Маргарита Синкевич

Вся лента